- Откуда взяла свое начало концепция скачков развития?
- Скачки роста и развития после года
- Как помочь ребенку пережить этот период?
- Как помочь ребенку пережить скачок развития?
- Как помочь ребенку пережить скачок 1 года 5 месяцев?
Содержание:
Молодым родителям нередко приходится сталкиваться с таким понятием, как «скачок развития» — периодом, когда малыш особенно беспокоен, капризен, безутешен. Однако в самое ближайшее время после него в арсенале ребенка появляются новые навыки и умения. Но все чаще мы слышим об этих скачках в разрезе первого года жизни. Хотя более опытные родители замечают, что и после первого дня рождения существуют особенно непростые для детей и их родителей периоды. Сегодня мы поговорим о скачках роста и развития после года, о том, что происходит с детьми в это время и как помочь себе и малышу пережить этот этап.
Откуда взяла свое начало концепция скачков развития?
Впервые в родительских кругах заговорили о так называемых «чудесных неделях» (wonder weeks) в 1992 году, когда в свет вышла книга голландского антрополога Хетти ван де Рейта и психолога Плой Франс «The Wonder Weeks: How to Stimulate Your Baby’s Mental Development and Help Them Turn Their 10 Predictable, Great, Fussy Phases into Magical Leaps Forward» (на русском языке книга была опубликована в 2007 году под названием «Капризничает? Значит, развивается»).
Исследователи в течение более чем 20 лет наблюдали за младенцами и изменениями в их развитии, а также за взрослыми, которые осуществляли уход за этими детьми, и их реакциями на эти самые изменения. Авторами за первые 18 месяцев после рождения были выделены 10 скачков развития, которые примерно совпадают по срокам у всех детей и сопровождаются определенными изменениями в их поведении. Чаще всего мы слышим про первые восемь из них, приходящиеся на первый год жизни, поскольку они особенно значимо сопряжены с нарушениями сна и кормления у малышей, соответственно им уделяется особенно много внимания. Но те кризисы, которые малыш проживает после года, не менее интересны и важны для его развития. В этой статье мы поговорим именно о них.
Скачки роста и развития после года
Скачок 1 года (51–55 недель): цели и планы
В оригинальной трактовке авторами концепции скачков развития этот скачок называют кризисом «программ». В чем суть: ближе к одному году малыши начинают понимать, что все в мире происходит по собственным программам, последовательностям. Малыши начинают строить собственные планы и стремиться к их выполнению. Для этого в их сознании выстраиваются первые цепочки и причинно-следственные связи, которые делают последовательность действий малыша логичной и понятной. Например, когда ребенка зовут на прогулку, он понимает, что нужно идти (или ползти) в прихожую, брать в руки сандалии или совочек с ведерком и ждать маму. Или другой пример, который часто приводят родители для демонстрации навыка понимания простых просьб: чтобы выбросить свой подгузник, ребенок знает, что нужно его взять, пойти на кухню, открыть дверцу шкафа и выбросить его в мусорное ведро.
Как помочь ребенку пережить этот период?
-
Помогайте ребенку продолжать знакомиться с различными последовательностями действий в бытовой жизни. Например, «чтобы помыть окно, нужно взять салфетку и моющее средство» или «чтобы нарисовать рисунок, нужно взять лист бумаги и карандаши» и т. д. Проговаривайте это вслух для малыша. Так ребенку будет проще запоминать эти программы.
-
Поскольку в этот момент происходят изменения в представлениях ребенка о мире, постарайтесь сохранить большую часть рутины неизменной: режим дня, ритуалы перед сном, любимые игрушки. Не стоит планировать значимые события на этот период: появление няни в семье, длительную поездку в незнакомое место или разлуку с мамой надолго. Сохраните привычность там, где это возможно.
-
Примите потребность ребенка всячески чувствовать вас рядом: не избегайте контакта, предупреждайте о своих перемещениях и обязательно указывайте, что скоро вернетесь. Это поможет легче пережить очередной скачок развития.
Скачок 1 года 2 (3) месяцев (60–64 недели): принципы
Мышление ребенка усложняется. Теперь малыш, помимо планирования небольших задач и последовательного выполнения некоторого количества действий для получения необходимого, начинает мыслить более абстрактно, создавать самостоятельно цели и обдумывать их реализацию. Кроме того, ребенок начинает понимать, что определенные действия регулируются правилами или принципами, что позволяет действовать более свободно в рамках этих принципов и, наоборот, встречать сопротивление со стороны взрослых при отказе им следовать. Именно в это время ребенок активно учится «прощупывать» границы дозволенного: «а что будет, если я еще раз уроню эту игрушку?», «а что случится, если я залезу в этот шкаф?», «а что будет, если я укушу маму?» и прочее. Если подвести итог: ребенок учится проявлять свою самостоятельность. Все эти процессы и новые возможности будоражат незрелый мозг малыша, в результате чего, несомненно, портится настроение, ребенок становится еще более эмоционально лабильным и склонным к истерикам.
Как помочь ребенку пережить скачок развития?
-
Позволяйте малышу проявлять самостоятельность там, где это возможно (и безопасно): с одной стороны, это продемонстрирует ваше доверие к нему, даст важный опыт, а с другой — ошибки помогут выстроить необходимые причинно-следственные связи (например, если разлить на себя воду — будешь мокрым, а если не держать маму за руку — можно упасть и прочее). В случаях, когда излишняя самостоятельность опасна — проговаривайте и объясняйте, почему так, не «настраивая» ребенка на свои собственные страхи (вместо «не лезь туда — ты упадешь и разобьешься» скажите «это опасно, можно повредить ножку»).
-
Сообщайте малышу о собственных границах. Для ребенка связь прямая: если мама/папа так говорит, значит, и я могу так сказать кому-то (к примеру, если у ребенка есть привычка перед засыпанием трогать вашу родинку/локоть/сосок, аккуратно отводите руку малыша и проговаривайте, что вам так не нравится, вам неприятно, и предлагайте альтернативу: «Ты можешь держать меня за руку» или «Давай я буду поглаживать твою ладошку»).
-
Давайте ребенку время на знакомство с миром, не торопите и не ограждайте: позволяйте рассмотреть, куда спешат муравьи, какой песок на ощупь, как палкой можно ковыряться в листве, трогать снег и еще много чего. Именно из таких простых вещей формируется любознательность и развитие сенсорных систем организма. А то, что мама или папа дают время на это, внушает размеренность и доверие малышу.
Скачок 1 года 5 месяцев (71–75 недель): «системы»
Десятый скачок роста в жизни ребенка ознаменован тем, что он начинает осознавать, что все является частью какой-либо системы, объединенной определенными взаимосвязями. Например, он часть вашей семьи, внутри которой есть иерархия; какое-нибудь яблоко относится к системе фруктов (других яблок), и их едят. Или же котенок — это малыш кота и кошки, и там существует своя система. Ребенок погружается в изучение функционирования этих самых систем, их организацию, взаимоотношения внутри. Кроме того, в этот период начинается активная отработка социальных навыков и способов проявления своих чувств и эмоций. Дети пробуют проявлять эмпатию, ласку; подражая взрослым, грозят пальчиком, если недовольны; эмоции становятся более разнообразными.
Как помочь ребенку пережить скачок 1 года 5 месяцев?
-
Развивайте эмоциональный интеллект ребенка. Проговаривайте эмоции малыша, рассказывайте, как можно их еще проявлять. Рассуждайте о последствиях тех или иных поступков. Фундамент эмоциональной зрелости начинает закладываться с первых лет жизни!
-
Рассказывайте ребенку о системах, которые его окружают, чем они отличаются, как устроены внутри. Например, чаще подчеркивайте, что вы с партнером и ребенок — это семья, у вас есть свои правила (скажем, нельзя драться, обзываться, есть в комнате, или любой другой пример из свода правил вашего дома). Или же в качестве примера можно привести детскую площадку: здесь играют дети, все качели общие, есть правила пребывания на ней и т. д.
Что еще может происходить с ребенком в моменты скачков роста и развития?
-
Как правило, на период скачков развития приходится очередная волна «висения» на маме (или любом другом самом значимом человеке) и хождения за ней (или ним) хвостиком. Такое поведение обусловлено тем, что значимый взрослый для ребенка — островок безопасности и стабильности, и в моменты перемен именно с ним спокойнее всего. Примите этот факт и подождите — такое поведение не безвременно. Сюда же будут относиться нежелание детей контактировать с незнакомыми (или теми, кого плохо знают) людьми и трудности с расставанием с родителями.
-
Родители почти всегда отмечают, что у детей заметно снижается аппетит: рацион становится скудным и однообразным, новые продукты отвергаются, а порции уменьшаются в размерах. Такие изменения также свидетельствуют о том, что энергия ребенка затрачивается на другие потребности и еда для малыша далеко не на первом месте.
-
Почти всегда на фоне скачка развития и роста ухудшается сон: малыши начинают особенно беспокойно спать, часто пробуждаться, искать в ночи маму или папу, долго укладываются. Все это происходит из-за того, что нервная система не успевает замедлиться, даже в ночное время мозг обрабатывает огромное количество информации, полученной за день. Типичная рекомендация родителям заключается в сохранении режима дня (возможно, с небольшими корректировками по продолжительности бодрствования, поскольку в это время оно может увеличиваться), соблюдении ритуалов перед сном и помощи детям в расслаблении перед укладыванием. Здесь могут пригодиться различные спокойные игры и занятия, чтение книг, тактильный контакт с мамой.
-
Эмоциональные перепады становятся более заметными; родители говорят о том, что на фоне скачка становится очень много истерик. И такое поведение оправданно. Изменения в психике и мышлении, которые происходят в кризисные периоды, вызывают у малышей обилие чувств и эмоций, с которыми в силу юного возраста они не могут справиться. Поэтому любая фрустрация может за мгновение перейти в разряд истерики. Попробуйте сохранять спокойствие, ведь ничего так не успокаивает, как разумный, принимающий и уверенный в себе взрослый, который непременно в силах утешить годовалого ребенка.
Существуют ли скачки роста и развития после 1,5 лет?
Безусловно, да. Развитие — динамический процесс, и на протяжении всего взросления будет существовать множество пиковых точек. Однако после 1,5 лет сложно выделить конкретные недели, когда близкие ребенка встретятся с очередным скачком развития. Обычно скачки становятся более индивидуальными, без определенного перечня новых навыков и умений.
Безусловно, психологи и специалисты по развитию выделяют периоды, когда дети переживают значительные изменения в своем мышлении и поведении: кризис 2, 3, 5, 6–7 лет и т. д. Но диапазон времени, которое требуется ребенку на «внутреннюю перестройку», у каждого разный, поэтому цифры становятся условными и дают лишь понимание общих принципов того, что происходит в жизни ребенка «около» этого возраста.