- Откуда взяла свое начало концепция скачков развития?
- Скачки роста и развития после года
- Как помочь ребенку пережить этот период?
- Как помочь ребенку пережить скачок развития?
- Как помочь ребенку пережить скачок 1 года 5 месяцев?
Содержание:
Молодым родителям нередко приходится сталкиваться с таким понятием, как «скачок развития» — периодом, когда малыш особенно беспокоен, капризен, безутешен. Однако в самое ближайшее время после него в арсенале ребенка появляются новые навыки и умения. Но все чаще мы слышим об этих скачках в разрезе первого года жизни. Хотя более опытные родители замечают, что и после первого дня рождения существуют особенно непростые для детей и их родителей периоды. Сегодня мы поговорим о скачках роста и развития после года, о том, что происходит с детьми в это время и как помочь себе и малышу пережить этот этап.
Откуда взяла свое начало концепция скачков развития?
Впервые в родительских кругах заговорили о так называемых «чудесных неделях» (wonder weeks) в 1992 году, когда в свет вышла книга голландского антрополога Хетти ван де Рейта и психолога Плой Франс «The Wonder Weeks: How to Stimulate Your Baby’s Mental Development and Help Them Turn Their 10 Predictable, Great, Fussy Phases into Magical Leaps Forward» (на русском языке книга была опубликована в 2007 году под названием «Капризничает? Значит, развивается»).
Что важно знать о поведении ребенка до трех лет и кризисах развития малыша? Обсуждаем с педиатром Дмитрием Молодым. Чтобы посмотреть урок, войдите в свой аккаунт или зарегистрируйтесь в Школе родителей Huggies.
Исследователи в течение более чем 20 лет наблюдали за младенцами и изменениями в их развитии, а также за взрослыми, которые осуществляли уход за этими детьми, и их реакциями на эти самые изменения. Авторами за первые 18 месяцев после рождения были выделены 10 скачков развития, которые примерно совпадают по срокам у всех детей и сопровождаются определенными изменениями в их поведении. Чаще всего мы слышим про первые восемь из них, приходящиеся на первый год жизни, поскольку они особенно значимо сопряжены с нарушениями сна и кормления у малышей, соответственно им уделяется особенно много внимания. Но те кризисы, которые малыш проживает после года, не менее интересны и важны для его развития. В этой статье мы поговорим именно о них.
Скачки роста и развития после года
Скачок 1 года (51–55 недель): цели и планы
В оригинальной трактовке авторами концепции скачков развития этот скачок называют кризисом «программ». В чем суть: ближе к одному году малыши начинают понимать, что все в мире происходит по собственным программам, последовательностям. Малыши начинают строить собственные планы и стремиться к их выполнению. Для этого в их сознании выстраиваются первые цепочки и причинно-следственные связи, которые делают последовательность действий малыша логичной и понятной. Например, когда ребенка зовут на прогулку, он понимает, что нужно идти (или ползти) в прихожую, брать в руки сандалии или совочек с ведерком и ждать маму. Или другой пример, который часто приводят родители для демонстрации навыка понимания простых просьб: чтобы выбросить свой подгузник, ребенок знает, что нужно его взять, пойти на кухню, открыть дверцу шкафа и выбросить его в мусорное ведро.
Какой размер подгузников идеален для малыша? Сколько подгузников ему нужно на неделю? Когда переходить на следующий размер? Этот калькулятор даст вам все ответы.
Как помочь ребенку пережить этот период?
-
Помогайте ребенку продолжать знакомиться с различными последовательностями действий в бытовой жизни. Например, «чтобы помыть окно, нужно взять салфетку и моющее средство» или «чтобы нарисовать рисунок, нужно взять лист бумаги и карандаши» и т. д. Проговаривайте это вслух для малыша. Так ребенку будет проще запоминать эти программы.
-
Поскольку в этот момент происходят изменения в представлениях ребенка о мире, постарайтесь сохранить большую часть рутины неизменной: режим дня, ритуалы перед сном, любимые игрушки. Не стоит планировать значимые события на этот период: появление няни в семье, длительную поездку в незнакомое место или разлуку с мамой надолго. Сохраните привычность там, где это возможно.
-
Примите потребность ребенка всячески чувствовать вас рядом: не избегайте контакта, предупреждайте о своих перемещениях и обязательно указывайте, что скоро вернетесь. Это поможет легче пережить очередной скачок развития.
Скачок 1 года 2 (3) месяцев (60–64 недели): принципы
Мышление ребенка усложняется. Теперь малыш, помимо планирования небольших задач и последовательного выполнения некоторого количества действий для получения необходимого, начинает мыслить более абстрактно, создавать самостоятельно цели и обдумывать их реализацию. Кроме того, ребенок начинает понимать, что определенные действия регулируются правилами или принципами, что позволяет действовать более свободно в рамках этих принципов и, наоборот, встречать сопротивление со стороны взрослых при отказе им следовать. Именно в это время ребенок активно учится «прощупывать» границы дозволенного: «а что будет, если я еще раз уроню эту игрушку?», «а что случится, если я залезу в этот шкаф?», «а что будет, если я укушу маму?» и прочее. Если подвести итог: ребенок учится проявлять свою самостоятельность. Все эти процессы и новые возможности будоражат незрелый мозг малыша, в результате чего, несомненно, портится настроение, ребенок становится еще более эмоционально лабильным и склонным к истерикам.
Дарим вам выгоду! Получите приветственную скидку 300 рублей от Huggies на покупку подгузников или трусиков для своего малыша.
Как помочь ребенку пережить скачок развития?
-
Позволяйте малышу проявлять самостоятельность там, где это возможно (и безопасно): с одной стороны, это продемонстрирует ваше доверие к нему, даст важный опыт, а с другой — ошибки помогут выстроить необходимые причинно-следственные связи (например, если разлить на себя воду — будешь мокрым, а если не держать маму за руку — можно упасть и прочее). В случаях, когда излишняя самостоятельность опасна — проговаривайте и объясняйте, почему так, не «настраивая» ребенка на свои собственные страхи (вместо «не лезь туда — ты упадешь и разобьешься» скажите «это опасно, можно повредить ножку»).
-
Сообщайте малышу о собственных границах. Для ребенка связь прямая: если мама/папа так говорит, значит, и я могу так сказать кому-то (к примеру, если у ребенка есть привычка перед засыпанием трогать вашу родинку/локоть/сосок, аккуратно отводите руку малыша и проговаривайте, что вам так не нравится, вам неприятно, и предлагайте альтернативу: «Ты можешь держать меня за руку» или «Давай я буду поглаживать твою ладошку»).
-
Давайте ребенку время на знакомство с миром, не торопите и не ограждайте: позволяйте рассмотреть, куда спешат муравьи, какой песок на ощупь, как палкой можно ковыряться в листве, трогать снег и еще много чего. Именно из таких простых вещей формируется любознательность и развитие сенсорных систем организма. А то, что мама или папа дают время на это, внушает размеренность и доверие малышу.
Скачок 1 года 5 месяцев (71–75 недель): «системы»
Десятый скачок роста в жизни ребенка ознаменован тем, что он начинает осознавать, что все является частью какой-либо системы, объединенной определенными взаимосвязями. Например, он часть вашей семьи, внутри которой есть иерархия; какое-нибудь яблоко относится к системе фруктов (других яблок), и их едят. Или же котенок — это малыш кота и кошки, и там существует своя система. Ребенок погружается в изучение функционирования этих самых систем, их организацию, взаимоотношения внутри. Кроме того, в этот период начинается активная отработка социальных навыков и способов проявления своих чувств и эмоций. Дети пробуют проявлять эмпатию, ласку; подражая взрослым, грозят пальчиком, если недовольны; эмоции становятся более разнообразными.
Как помочь ребенку пережить скачок 1 года 5 месяцев?
-
Развивайте эмоциональный интеллект ребенка. Проговаривайте эмоции малыша, рассказывайте, как можно их еще проявлять. Рассуждайте о последствиях тех или иных поступков. Фундамент эмоциональной зрелости начинает закладываться с первых лет жизни!
-
Рассказывайте ребенку о системах, которые его окружают, чем они отличаются, как устроены внутри. Например, чаще подчеркивайте, что вы с партнером и ребенок — это семья, у вас есть свои правила (скажем, нельзя драться, обзываться, есть в комнате, или любой другой пример из свода правил вашего дома). Или же в качестве примера можно привести детскую площадку: здесь играют дети, все качели общие, есть правила пребывания на ней и т. д.
Кем вырастет ваш малыш? Этот тест поможет заглянуть в будущее!
Что еще может происходить с ребенком в моменты скачков роста и развития?
-
Как правило, на период скачков развития приходится очередная волна «висения» на маме (или любом другом самом значимом человеке) и хождения за ней (или ним) хвостиком. Такое поведение обусловлено тем, что значимый взрослый для ребенка — островок безопасности и стабильности, и в моменты перемен именно с ним спокойнее всего. Примите этот факт и подождите — такое поведение не безвременно. Сюда же будут относиться нежелание детей контактировать с незнакомыми (или теми, кого плохо знают) людьми и трудности с расставанием с родителями.
-
Родители почти всегда отмечают, что у детей заметно снижается аппетит: рацион становится скудным и однообразным, новые продукты отвергаются, а порции уменьшаются в размерах. Такие изменения также свидетельствуют о том, что энергия ребенка затрачивается на другие потребности и еда для малыша далеко не на первом месте.
-
Почти всегда на фоне скачка развития и роста ухудшается сон: малыши начинают особенно беспокойно спать, часто пробуждаться, искать в ночи маму или папу, долго укладываются. Все это происходит из-за того, что нервная система не успевает замедлиться, даже в ночное время мозг обрабатывает огромное количество информации, полученной за день. Типичная рекомендация родителям заключается в сохранении режима дня (возможно, с небольшими корректировками по продолжительности бодрствования, поскольку в это время оно может увеличиваться), соблюдении ритуалов перед сном и помощи детям в расслаблении перед укладыванием. Здесь могут пригодиться различные спокойные игры и занятия, чтение книг, тактильный контакт с мамой.
-
Эмоциональные перепады становятся более заметными; родители говорят о том, что на фоне скачка становится очень много истерик. И такое поведение оправданно. Изменения в психике и мышлении, которые происходят в кризисные периоды, вызывают у малышей обилие чувств и эмоций, с которыми в силу юного возраста они не могут справиться. Поэтому любая фрустрация может за мгновение перейти в разряд истерики. Попробуйте сохранять спокойствие, ведь ничего так не успокаивает, как разумный, принимающий и уверенный в себе взрослый, который непременно в силах утешить годовалого ребенка.
Существуют ли скачки роста и развития после 1,5 лет?
Безусловно, да. Развитие — динамический процесс, и на протяжении всего взросления будет существовать множество пиковых точек. Однако после 1,5 лет сложно выделить конкретные недели, когда близкие ребенка встретятся с очередным скачком развития. Обычно скачки становятся более индивидуальными, без определенного перечня новых навыков и умений.
Безусловно, психологи и специалисты по развитию выделяют периоды, когда дети переживают значительные изменения в своем мышлении и поведении: кризис 2, 3, 5, 6–7 лет и т. д. Но диапазон времени, которое требуется ребенку на «внутреннюю перестройку», у каждого разный, поэтому цифры становятся условными и дают лишь понимание общих принципов того, что происходит в жизни ребенка «около» этого возраста.