Когнитивное развитие ребенка в раннем возрасте Когнитивное развитие ребенка в раннем возрасте
От года до трёх иконка

Когнитивное развитие ребенка в раннем возрасте

    Содержание:

  1. Биологическая основа в теории развития
  2. Социальная основа в теории развития
  3. Факторы детского когнитивного развития
  4. Как определяют уровень когнитивного развития ребенка
  5. Нарушения развития когнитивных функций у детей
  6. Как можно повлиять на когнитивное развитие ребенка

Существует несколько теорий когнитивного развития ребенка, на которые опираются специалисты. Понимание, как происходит развитие когнитивных функций у детей, помогает определению актуального уровня развития и выявлению возможных нарушений. Нужны теоретические основы и при планировании образовательных траекторий для дошкольников и младших школьников.

Биологическая основа в теории развития

Биологическая основа в теории развития

Хорошо известна теория Жана Пиаже, выделяющая ряд стадий когнитивного развития детей. Его теория повлияла на создание учебных программ, ориентированных на научение через открытие нового. Благодаря Пиаже педагогика учитывает периоды детской готовности к обучению.

Мы составили небольшую подборку статей по развитию и воспитанию малыша. Эти материалы могут быть вам полезны:

В теории Пиаже выделяют:

  1. Сенсомоторную стадию (от рождения до 2 лет)

    В этот период рефлексы новорожденного преобразуются в более гибкие паттерны действий, появляется намеренное поведение и закладываются основы ролевой игры (игры «понарошку»). Основная доступная игровая деятельность — манипуляция предметами.

  2. Дооперациональную стадию (от 2 до 7 лет)

    В этот период активно развивается речь. Ребенок прогрессирует в рисовании от каракулей до все более детализированных фигур. Мелкая моторика развивается. Игры становятся все более сложными и помогают не только переживать опыт социальных ситуаций, но и осваивать новые способы решения проблем. Логическое мышление находится пока на начальной стадии, но также активно развивается.

  3. Стадию конкретных операций (от 7 до 11 лет)

    Мышление становится все более логичным и организованным, речь хорошо развита. Продолжается формирование представлений о мыслях и чувствах других людей (в отличие от детского эгоцентричного восприятия на предыдущих стадиях).

  4. Стадию формальных операций (11 лет и старше)

    Появляется абстрактное мышление, подростки могут формировать гипотезы и проверять их реальностью. Образ собственного «я» претерпевает серьезные изменения, опирается на улучшенное понимание реакций окружения и представление о собственных умениях и возможностях.

Пиаже определял когнитивное развитие как нечто врожденное, заложенное изначально, происходящее пусть и при некоторой помощи взрослых, но в основном биологически заданное. Однако более поздние исследования говорят о том, что социальное окружение, контекст семейной системы и культуральный фон могут оказывать значительное влияние на прохождение ребенком стадий когнитивного развития.

Социальная основа в теории развития

Социальная основа в теории развития

Теория Л. С. Выготского учитывает обусловленность когнитивного развития культурой, социумом и речью. Важные понятия в теории Выготского — это «зона ближайшего развития» и «динамика обучающей поддержки».

Обсуждаем психологию малышей в новом сезоне Школы родителей Huggies с нашим бессменным ведущим Алексеем Бессмертным. Смотрите сейчас!

Зона ближайшего развития — это те задачи, которые ребенок способен решить с небольшой помощью взрослого. С учетом зоны ближайшего развития выстраивается обучающая поддержка: внимательный взрослый подталкивает ребенка к поиску решений, подсказывая там, где необходимо, постепенно передавая полную ответственность за поиск решения.

Речевое развитие ребенка помогает ему участвовать в диалогах со взрослыми или старшими детьми. Такое общение стимулирует способность ребенка решать социокультурные задачи, помогает трансформировать базовые умственные способности в высшие когнитивные процессы. Дети, не получавшие воспитания в человеческой среде, не обладают способностью к абстрактным мыслительным операциям, имеют слабо развитое логическое мышление и не владеют (или крайне плохо владеют) речью.

На практике для развития когнитивных способностей у детей применяют также теорию обработки информации. Эта теория опирается на алгоритмизацию мыслительных процессов, по аналогии с вычислительными операциями компьютеров. На основе разработанных моделей обработки и сохранения информации разработаны различные стратегии запоминания и припоминания, а также способы перебора и поиска решений. Этим стратегиям обучают детей для повышения их компетенций.

Важно учитывать, что детский уровень когнитивного развития не является временной незрелостью, а играет адаптивную роль. Например, спасает от слишком нагрузочных способов решения, с которыми нервная система ребенка не способна справиться. Адаптивным является и сфокусированность развития в детском возрасте на отдельных деталях, чтобы в дальнейшем интегрировать их в общую систему когнитивных навыков.

Попытки поспешного доращивания когнитивного развития ребенка до превышающего возрастную норму уровня способны затормозить прогресс. Это стоит учитывать, выбирая для дошкольника занятия в центрах и кружках, занимающихся интеллектуальным развитием.

Факторы детского когнитивного развития

Итак, когнитивное развитие ребенка напрямую зависит от:

  • возраста;

  • социального окружения;

  • транслируемых значимыми взрослыми ценностей;

  • культурного фона, в который вписана семья;

  • доступности разнообразного общения со взрослыми и старшими детьми;

  • наличия обучающей поддержки в занятиях, с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Дополнительно влияние на развитие когнитивных способностей у детей оказывает:

  • объем нагруженности (перегруженности) занятиями;

  • возможность гармоничного чередования интеллектуальных занятий с физической активностью;

  • степень чувствительности к оценке и собственная тревожность ребенка.

Как определяют уровень когнитивного развития ребенка?

Как определяют уровень когнитивного развития ребенка?

Чтобы оценить уровень когнитивного развития младенца, наблюдают за его поведением, моторными навыками. Учитывают его способность манипуляции предметами (соответствие возрастным нормам) и активность реакции на знакомого взрослого.

Чем старше ребенок, тем сложнее становятся его когнитивные способности и тем больше возможностей для оценки с помощью различных проб и нейропсихологических тестов. Обычно специалист оценивает:

  • уровень развития речи;

  • сложность употребляемых языковых конструкций;

  • объем памяти;

  • способность концентрировать внимание на задании в течение некоторого промежутка времени.

Кроме того, оценивают способность к рассуждениям (в соответствии с возрастом), умение сопоставить информацию, определить и назвать сходства и различия. Также рассматривают двигательные навыки, умение их осваивать и применять.

Исследование происходит в форме игры, в которой ребенка просят выполнить различные действия. Для малышей — сделать что-то с игрушками, собрать пирамидку, распределить предметы по цветам или формам. Для детей постарше добавляют различные задачи на логику и выбор.

Пусть ничто не стесняет движения малыша! Попробуйте нашу новинку — трусики нового поколения Huggies Elite Soft. Они в два раза тоньше предыдущей модели, при этом впитывают на 20% больше и обеспечивают непревзойденную вентиляцию кожи!

Например, карточки с картинками, которые нужно запомнить и назвать, сравнить, исключить лишние. Важно, чтобы ребенок мог доверять специалисту в ситуации исследования и чувствовал интерес к происходящему. Если тестирование начать с первой минуты появления ребенка в кабинете и не уделить внимание контакту, результаты трудно будет считать достоверными. Некоторые дети могут быть настолько напряжены в новой обстановке, что не смогут решить обычно доступные им задачи.

Конечно, отдельные когнитивные функции могут быть развиты у ребенка хуже или лучше. Однако в среднем ожидают, что ребенок покажет уровень, соответствующий его возрастным нормам. В ситуациях, когда единичные когнитивные навыки «провисают», специалист будет уточнять возможные причины.

Например, в этот момент ребенок был особенно встревожен, или устал, или задача показалась ему совсем незнакомой, плохо понял инструкцию. Учитывают также тип нервной системы ребенка: с какой скоростью он способен полностью включиться в работу над заданиями, как долго может сохранять работоспособность. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста эти цифры, конечно, намного меньше аналогичных параметров у взрослых.

Если же исследование показывает явное отклонение от возрастных норм, можно говорить о нарушениях развития ребенка.

Нарушения развития когнитивных функций у детей

Нарушения развития когнитивных функций у детей

Нарушения когнитивных способностей — это часто встречающаяся сложность. Не менее 20% детей и подростков, проходящих обследования, показывают отклонения от нормы в той или иной степени.

Например, расстройства речи, включая нарушения чтения и письма, выявляются в диапазоне от 5 до 20% школьников. Обычно выделяют тяжелые нарушения, связанные с ранними органическими дефектами, а также умеренные и легкие нарушения, поддающиеся коррекции в большей степени.

Тяжелые нарушения развития

Тяжелые когнитивные дефекты чаще всего имеют органическую природу. Это перенесенные инфекционные заболевания (такие как менингит, энцефалит), травмы, наследственные нарушения обмена, хромосомные аномалии и пр. Чем раньше и грубее нарушена работа нервной системы ребенка в результате заболевания или травмы, тем сильнее выражены когнитивные нарушения.

Тяжелые когнитивные нарушения проявляются в серьезном отставании развития по многим параметрам. Такие дети на протяжении всего взросления и жизни нуждаются в постоянной опеке. Однако при создании благоприятной среды, включающей как физически, так и психологически комфортные условия, многие способны адаптироваться в социуме.

Умеренные и легкие нарушения развития

Умеренные когнитивные нарушения часто связаны с поражением нервной системы, возникшим внутриутробно (в результате интоксикации) или в процессе родов. Могут они быть связаны с неврологическими заболеваниями: ДЦП, эпилепсия.

Выраженность нарушений средней тяжести зависит от степени повреждения нервной системы. Проявляются такие нарушения часто в трудностях с обучением и социализацией. Ранняя диагностика и лечение позволяют в достаточной степени скорректировать комплексные нарушения развития.

Легкие нарушения когнитивной сферы могут быть спровоцированы незначительными внутриутробными и родовыми нарушениями, дефицитом витаминов и минералов, неосложненными заболеваниями нервной системы. К легким относят трудности с концентрацией внимания, расстройства письменной и устной речи, нарушения счета, общие трудности с успеваемостью и поведением.

Легкие нарушения развития когнитивной сферы обычно выражены неярко, поэтому их часто объясняют педагогической запущенностью, избалованностью и ленью ребенка или недостатком силы воли.

Однако консультация у психолога или невролога в таком случае часто дает очень хороший эффект: диагностика успокаивает родителей, проясняет стратегию коррекции проблем и помогает ребенку понять, что он не «плохой, ленивый, неуспешный».

Как можно повлиять на когнитивное развитие ребенка?

Полезные сервисы для мам и пап:

Как можно повлиять на когнитивное развитие ребенка?

Современный подход к коррекции нарушений когнитивной сферы — это комплекс медикаментозных и немедикаментозных средств, подбираемых с учетом особенностей ребенка. Медикаментозные назначает невролог, иногда в сотрудничестве с детским психиатром. К немедикаментозным относится работа с детским и семейным психологом, логопедом или нейропсихологом.

Помимо работы непосредственно с ребенком, необходима также работа с семьей. Родители нуждаются как в консультации по поводу выстраивания поведения с учетом актуального состояния ребенка, так и в поддержке, поскольку любые нарушения развития ребенка вызывают сложные переживания, замешанные на чувствах родительской вины, стыда, страха и гнева.

В ситуациях, когда нарушений когнитивной сферы нет, но семья стремится к результатам, опережающим возрастные этапы, консультация с детским психологом тоже будет полезной. Специалист поможет родителям увидеть реальные возможности ребенка с учетом его возрастных норм. И уже на основе этих знаний будет определен уровень нагрузки, входящий в зону ближайшего развития ребенка и не провоцирующий неприятные последствия. А таких последствий при перенапряжении может произойти довольно много — от апатии и потери любознательности до ощущения тотальной недостаточности успехов, представлении о себе как недостойном любви и поддержки.

Гармоничному когнитивно-личностному развитию ребенка в первую очередь помогает:

  • принятие близким окружением его реального уровня развития;

  • своевременная помощь с постепенной передачей ответственности ребенку;

  • учет и поддержка интересов ребенка.

Попытки убедить детей заниматься чем-то в обмен на награду (подарки и внимание) обычно кончаются потерей интереса и конфликтами в семье. Если же взрослые предлагают ребенку занятия с опорой на его интересы и могут участвовать вместе с ним, это стимулирует познавательную активность и формирует умение учиться новому.

Надеемся, эта статья была вам полезна. Чтобы получать подобные материалы, подпишитесь на нашу рассылку. Она будет снабжать вас полезной и актуальной информацией не только во время беременности, но и в первые, самые сложные месяцы материнства.

Источники:

  1. Берк Л. Е. Развитие ребенка. СПб: Питер, 2006.

  2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб: Питер, 2012.

  3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: АСТ, 2022.

  4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка (сборник). М.: Эксмо, 2006.

EmptyView

EmptyView

Loader Icon