- Как проявляется личность в детском возрасте?
- Внутренние и внешние факторы развития и формирования личности ребенка
- Этапы личностного развития ребенка: от младенчества до подросткового возраста
- Роль семьи в развитии личности ребенка
- Как помочь ребенку сформироваться как личности успешно?
- Возможные ошибки родителей на пути становления личности ребенка
Содержание:
Личность человека — это то, что объединяет все его психологические и психофизиологические качества, направляет его поведение и содержит активное отношение к окружающему миру.
Как проявляется личность в детском возрасте?
Формирование личности человека начинается очень рано и продолжается до достижения зрелости. Зрелость принимает разные формы:
-
физическая — как достижение этапа полного созревания тела;
-
умственная — как субъекта познания;
-
гражданская — как способность к формированию и трансляции вовне гражданской позиции;
-
трудоспособность — как умение прилагать усилия, создавая вещественные или интеллектуальные продукты.
Эти формы зрелости достигаются не одновременно, иногда с достаточным временным разрывом.
Формирование личности ребенка идет поэтапно. Каждый из этих этапов подготавливается скрытым для наблюдателя образом, на основе внутренних и внешних факторов. К внутренним относятся обретение новых физических возможностей, созревание структур мозга, проявления темпераментных черт. К внешним — социальное окружение и его влияние, воспитание, обучение.
Как реагировать на истерики малыша и научиться сохранять спокойствие в период детских психологических кризисов? Обсуждаем вместе с педиатром Дмитрием Молодым. Чтобы посмотреть видеоурок, войдите в свой аккаунт или зарегистрируйтесь в Школе родителей Huggies.
Первые проявления личности ребенка видны в возрасте 2–3 лет.
Они становятся заметны в:
-
игре как способе ребенка отражать представление о мире, присваивать и тренировать новые навыки;
-
эмоциональных реакциях;
-
взаимодействии с миром, в выборе предпочтительных для ребенка игрушек и предметов, еды, одежды;
-
взаимодействии с другими людьми — ребенок может проявляться чаще как активный участник общения или быть пассивным, агрессивным или осторожным, сдержанным или эмоциональным и т. п.
Внутренние и внешние факторы развития и формирования личности ребенка
К внутренним факторам развития личности ребенка относятся генетически обусловленные свойства:
-
темперамент,
-
конституционально заданный уровень тревожности,
-
тип нервной системы,
-
ее утомляемость,
-
соотношение процессов возбуждения и торможения и пр.
Еще один внутренний фактор — это потребность в новых впечатлениях, появляющаяся уже на первом месяце жизни ребенка. Она становится мощной движущей силой в развитии личности. Она непрерывно обеспечивает ребенку новый практический опыт взаимодействия с миром. Одновременно она ненасыщаема — ее нельзя удовлетворить полностью. Чем больше впечатлений получает ребенок, тем лучше развивается его способность к освоению нового опыта.
К внешним или социальным факторам развития детской личности в первую очередь относят контакт со взрослыми, их одобрение и поддержку. Опираясь на отношения со взрослым, ребенок входит в мир социальных связей. Взрослые помогают ему развиваться как социальному существу, осваивать культуру и учиться быть включенным в сообщества других людей. Чувствуя поддержку взрослых (чаще всего родителей), дошкольник как бы «уравновешивается» с окружающей средой, учится разным способам проявления себя и переживает состояние эмоционального благополучия.
Поскольку в детстве познавательная активность высока, дошкольники находят оптимальный способ реализации своих потребностей и проявления себя — в игре. Игра — это не просто способ презентации развивающейся личности ребенка. Одновременно в игре пополняется его копилка новых форм общения с партнерами по игре или воображаемыми персонажами. В игре развивается мотивация к освоению новых физических и интеллектуальных навыков. Игра стимулирует творческие способности ребенка, поскольку вынуждает примерять роли и играть «понарошку»: сложенные друг на друга кубики становятся домом, палочка — нужным в моменте инструментом, а мелкие детали от конструктора могут попеременно превращаться в продукты, сокровища, деньги и т. п.
Мамин или папин ваш малыш? Этот тест поможет найти ответ!
Переход к роли школьника включает еще один мощный фактор развития личности — образование. Обучение сопряжено с оценкой успехов ребенка (формальной — двойки-пятерки — или высказанным на словах мнением учителя) и конкуренцией со сверстниками за успешное положение в группе детей.
Влияние этих внешних факторов ведет к тому, что младший подросток уже способен обратиться к себе и начать исследовать себя как отдельного человека достаточно осознанно. Так возникает еще один внутренний фактор развития личности — самосознание. В этом возрасте дети опираются уже не только на внешнюю оценку своих способностей и поступков, но и на внутреннюю самооценку. На ее основе формируется уровень притязаний, которому ребенок старается следовать. В этом же возрасте нарастает потребность подростка в самостоятельности — в принятии решений, собственных выборов и действий. Если это не удается, подростки чаще бунтуют, реализуясь через протест. Вот почему в этом возрасте важно, чтобы подросток мог участвовать в совместных со взрослыми делах.
Мотивация подростка еще укрепляется, если эти дела имеют ценность в глазах окружающих. Это может быть выполнение посильной работы с получением самостоятельного заработка, помощь в волонтерской деятельности, общественная работа, ценность которой подростку понятна и не навязана извне. Проявляя себя как личность, подросток получает ценный опыт и ответы на вопросы: «Кто я? Какой я?».
Этапы личностного развития ребенка: от младенчества до подросткового возраста
Новорожденный ребенок еще не в состоянии отделить себя от мира (который для него заключен в родительских фигурах, прежде всего в матери). Он не отличает тех изменений, которые происходят из-за его реакций и действий, от тех, которые происходят независимо от него. Этот период в исследованиях Ж. Пиаже и в работах Л. С. Выготского называется «магическим», и не зря.
Здесь нет еще осознавания авторства своих действий, и новый опыт не присваивается как «мой», скорее как знание о закономерностях мира, слитого с «я» ребенка полностью. Ребенок в этом возрасте обладает хорошей памятью, но воспоминания о событиях, случившихся до года, как правило, не сохраняются в дальнейшем. Это также связано с тем, что личность ребенка пока еще не появилась. Младенчество становится подготовкой для формирования личности ребенка, здесь закладывается ряд важных свойств и качеств психики, которые сохранятся и во взрослой жизни. Новорожденный период жизни ребенка является как бы дородовым по отношению к рождению личности.
Этап рождения личности ребенка настает с момента двух важных изменений в его жизни. Это, во-первых, появление умения ходить. Вертикальное положение полностью меняет способы взаимодействия малыша с пространством и предметами. У него освобождаются для действий руки, появляется новая власть над вещами и предметами.
Попробуйте трусики нового поколения Huggies Elite Soft — они не стесняют движения малыша, который учится ходить. В два раза тоньше предыдущей модели, впитывают на 20% больше и обеспечивают непревзойденную вентиляцию кожи!
А во-вторых, это овладение речью как социальным инструментом. Ребенок теперь способен осознанно, с помощью слов и жестов, направить действия взрослого, чтобы получить необходимое. Иногда даже в начале развития речи детям удается передать сложные сообщения родителям, объяснить последовательности из 2–3 действий, нужных им. С этого момента детское мышление и память перестраиваются, и появляется возможность для отделения себя от мамы и от мира, осознание собственного «я». Процесс этот занимает некоторое время: дети поначалу испытывают сложности с называнием себя не по имени («дай Ване», «Ваня хочет»), а через личные местоимения («дай мне», «я хочу»).
Следующий этап развития личности ребенка дошкольного возраста характеризуется появлением ролевой игры, в отличие от предметно-манипулятивной в раннем младенчестве. В этот период дети уже уверенно отличают обращение с вещами и обращение с людьми. Они ясно осознают отличие игровой деятельности от деятельности взрослой, «серьезной». Ребенок играет «понарошку», он «работает как папа», «готовит обед как мама», но ясно понимает, что это ненастоящая работа и ненастоящий обед.
Когда ребенок становится школьником, его личность и мировоззрение принимают более устойчивую форму. Школьник — это и гораздо более социализированное, и гораздо более индивидуализированное существо. Его социальный опыт растет, наполняется новыми знаниями о мире и о других. Внутренняя речь ребенка к этому возрасту уже сформирована, а значит, он овладевает способностью регулировать ход своих мыслей, как раньше научился регулировать ход своих действий. К 12 годам мышление ребенка уже близко к зрелому, и это начало следующего этапа — полового созревания и возраста оформления личности.
В переходном возрасте подросток одновременно переживает оформление своего «я» в полностью отдельную, самостоятельную личность и оформление своего мировоззрения и отношения к миру. Это возраст врастания в культуру, принятия важных нравственных и культурных ценностей не потому, что так научили взрослые, а только после пересмотра и примерки их на себя. В этом возрасте формируется первоначальный жизненный план подростка. Он яснее представляет себе, каким хочет стать, что является для него важным, а что — второстепенным. Формирование ясного представления о себе, самооценка и понимание того, каким подросток предстает в глазах других людей со своими проявлениями, чувствами и действиями, довершает формирование личности ребенка.
Конечно, развитие личности на этом не завершено. Жизнь взрослого человека включает ряд нормативных и ненормативных кризисов, связанных с появлением новых ролей, обстоятельств и изменений во внешнем мире. И эти кризисы серьезно влияют на личность человека, прохождение их сопровождается иногда серьезной перестройкой внутреннего «я» и социальных связей, составляющих часть человеческой личности. Однако базис и основа личности человека с завершением подросткового возраста уже сформированы.
Роль семьи в развитии личности ребенка
Семья и родители — это первая социальная система, с которой встречается ребенок. На первом году жизни семья закладывает ряд важнейших основ, на которых в дальнейшем будет формироваться личность ребенка.
Иногда перед родителями встают вопросы, на которые никак не получается найти ответы. Спросите у миллиона наших подписчиц в рубрике «Мама спрашивает мам», ведь кто-то из них уже был в похожей ситуации и готов дать вам полезный совет.
Как влияет семья на развитие личности ребенка раннего возраста?
-
Семья дает эмоциональную поддержку — благоприятные условия для успешного формирования личности ребенка создают внимание, включенность, интерес и любовь родителей.
-
Семья обеспечивает физическую и эмоциональную безопасность — базовое доверие к миру возникает на основе безопасности в семье. Это значит, что у ребенка будет достаточно ресурсов для исследования окружающего мира, что запускает процесс формирования личности.
-
Семья предоставляет образование и стимулирует поощряемое поведение. Ребенок в семье знакомится с первыми правилами взаимодействия с миром вещей и людей, учится тому, что принято в культурном поле. И именно семья определяет траекторию образования ребенка, выбирает школу, среду общения, дополнительные развивающие активности и пр.
-
Семья дает образцы поведения — ребенок учится тому, как нужно реагировать на неожиданные ситуации, как конфликтовать и мириться, как осваивать новое.
-
Семья обеспечивает первичную социализацию. Взрослые в семье включают ребенка в круг своих дел и забот, дают возможность получить новый опыт.
Как помочь ребенку сформироваться как личности успешно?
Для полноценного развития и социализации личности ребенка ему нужно:
-
иметь достаточно физической и эмоциональной безопасности в семье, в детском саду и школе;
-
получать поддержку и стимуляцию речевого развития на ранних этапах (от 1–1,5 лет);
-
получать внимание и одобрение от значимых взрослых — родителей и на более поздних этапах от педагогов;
-
иметь как можно больше возможностей пробовать новое, исследовать любопытное, выбирать (при наличии ясных границ и правил для безопасности самого ребенка и окружающих);
-
иметь возможность находиться в среде, где поддерживается развитие; за выбор среды основную ответственность несут родители — не получится поместить ребенка в дефицитарную среду и требовать, чтобы он не подчинялся ее влиянию;
-
включаться в дела взрослых, с объяснениями смысла и ценности совместного дела; это необходимо делать на всех этапах развития ребенка — от дошкольного периода до подросткового возраста.
Кем вырастет ваш малыш? Пройдите тест, который поможет вам заглянуть в будущее!
Возможные ошибки родителей на пути становления личности ребенка
Иногда родители так сильно хотят помочь ребенку скорее вырасти зрелым и разносторонне образованным, что торопятся, опережая нормативные этапы развития. Предлагая ребенку много полезных занятий еще до появления его собственного интереса, родители рискуют развить в нем пассивное потребление «новенького».
Есть еще один важный момент, о котором порой забывают родители в битве за ускоренное развитие детей. Дело в том, что личность развивается только в деятельности. Поэтому «наполнение» ребенка преимущественно теоретическими знаниями создает, скорее, псевдоличность, ложное «я», которое хотели бы видеть окружающие.
Сам ребенок при этом может все еще не понимать, чего он хочет, что ему интересно. Его мировоззрение и самосознание не развиваются. Именно поэтому ребенку для всестороннего развития личности необходимо сталкиваться с реальными социальными ситуациями и новыми обстоятельствами. А еще видеть пример взрослых, справляющихся с трудностями и умеющих отгоревать и прожить неудачи.