Адаптация ребенка к детскому саду Адаптация ребенка к детскому саду
Новорождённый иконка

Адаптация ребенка к детскому саду

Содержание:

  1. Почему существует проблема адаптации детей к детскому саду?
  2. Как проходит процесс адаптации детей к детскому саду?
  3. Как облегчить адаптацию ребенка к новому детскому саду?
  4. Что может негативно повлиять на адаптацию ребенка к детскому саду?
  5. В чем особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду?
  6. Как проходит адаптация дошкольника к детскому саду?
  7. Частые вопросы об адаптации к детскому саду

В этой статье мы не будем давать рекомендаций, нужно ли отдавать ребенка в детский сад. Во-первых, у нас уже есть материал об этом с подробным разбором плюсов и минусов. Во-вторых, это решение сильно зависит от жизненных обстоятельств семьи: например, если и мама, и папа должны (или хотят) работать и строить карьеру, бабушки с дедушками живут в других городах, а няня не по карману, в такой ситуации просто не остается выбора.

Адаптация ребенка к детскому саду

Примем за аксиому, что ваш ребенок пойдет в детсад — это вы уже решили. И поможем найти ответ на другой важный вопрос: как сделать, чтобы процесс адаптации к детскому саду был максимально гладким и безболезненным как для самого малыша, так и для его родителей.

Как понять, нужен ли вашему ребенку детский сад? Рассказывает педиатр Алексей Бессмертный. Чтобы посмотреть видеоурок, войдите в свой аккаунт или зарегистрируйтесь в Школе родителей Huggies.

Почему существует проблема адаптации детей к детскому саду?

Адаптация к новым обстоятельствам бывает у всех людей: мама с папой тоже испытывают стресс, когда выходят на новую работу. Незнакомый коллектив, непривычные правила, другие обязанности — все это психологически непросто. У малыша, которому сейчас всего 3 года, такие изменения вызывают во много раз более сильный эмоциональный дискомфорт, ведь взрослый может объяснить себе, зачем он покидает уютный дом и отправляется в (пока что) чужое для себя место, а ребенок — нет.

Адаптация к детскому саду — естественный процесс перехода малыша на новый этап жизни, в котором будут и отрицание, и гнев, и торг, и, возможно, депрессия. Но если родители следуют проверенным рекомендациям, все обычно заканчивается хорошо, и часто дети начинают считать детсад своим вторым домом, в котором с удовольствием проводят время.

Дарим вам выгоду! Получите приветственную скидку 300 рублей от Huggies на покупку подгузников или трусиков для своего малыша.

Как проходит процесс адаптации детей к детскому саду?

Этот процесс можно условно разделить на два этапа. На первом, начальном, ребенок проходит через все проблемы адаптации к детскому саду, он может длиться 2 недели, месяц, иногда дольше. На втором этапе у детей в большинстве случаев формируется понимание, что эта новая реальность не так уж и плоха.

Период привыкания

Никто не привыкает к радикальным изменениям в жизни с первого дня. Поначалу адаптация к условиям детского сада может идти тяжело, что в первую очередь отражается на психоэмоциональном уровне — в повышенной раздражительности, плаксивости, перепадах настроения, частых капризах и истериках. Дополнительно вы можете столкнуться с проблемами адаптации к детскому саду на физическом уровне:

  • нарушение графика сна и бодрствования;

  • низкий аппетит, привередливость в еде;

  • откат навыков, например, малыш, который уже уверенно ходит на горшок, вдруг просыпается в мокрой постели.

В этом нет ничего удивительного, такие симптомы — признаки стресса, а первый период адаптации ребенка к детскому саду — это как раз серьезный стресс. Ситуация может усугубляться частыми простудами и кишечными инфекциями, т.е. объективными причинами для плохого самочувствия. Это тоже ожидаемо, и никаких рекомендаций родителям, как избежать болезней во время адаптации к детскому саду, к сожалению, нет. Так происходит в любом детсаде, даже самом образцовом — проблема не в антисанитарии в заведении. Просто дети с незрелым иммунитетом тесно контактируют друг с другом, при этом в 3 года (тем более в 2 года или в год) они еще не понимают, что такое гигиена, — облизывают пальцы, могут засунуть игрушку в рот.

Во время этого периода адаптации к детскому саду родители могут заметить в поведении своих детей все классические стадии принятия: отрицание (нет, не хочу, не буду туда ходить), гнев (приступы агрессии, истерики), торг (давай не пойдем в сад сегодня, а пойдем завтра), депрессию.

Завершение адаптации

Завершение адаптации

Человек способен привыкнуть к любым обстоятельствам, особенно когда понимает, что выбора нет. Это справедливо и по отношению к совсем маленькому человечку в 3 года и даже в 2 года. Через несколько недель адаптация ребенка к детскому саду выходит на финишную прямую, и здесь события могут развиваться по одному из трех сценариев:

  • Легкий. Малыш охотно отправляется утром в сад, разве что немного капризничает из-за раннего подъема, спокойно расстается с мамой. Вечером он бодр и весел, возможно, даже не хочет уходить домой. Такой вариант адаптации малышей к детскому саду — идеальный, но встречается не так уж и редко.

  • Обычный. У ребенка нет большого желания отправляться в детсад, но он принимает это. В течение дня он нормально ест, спит, с удовольствием играет. Вечером он ждет маму и бежит ей навстречу: в саду хорошо, а дома лучше. Это стандартная схема адаптации ребенка к детскому саду, самая распространенная.

  • Тяжелый. Этап привыкания как будто бы и не думает заканчиваться. Малыш чувствует себя в саду все так же плохо, как в начале, может быть, даже хуже. Появляются психосоматические изменения — серьезные проблемы со сном, аппетитом, контролем мочевого пузыря, заикание и т.д. Такие особенности адаптации к детскому саду крайне редки, но если они есть, ни в коем случае нельзя действовать по схеме «стерпится — слюбится». Чтобы не усугублять психологическую травму, необходимо прекратить посещение детсада и обратиться к психологу.

Иногда перед родителями встают вопросы, на которые никак не получается найти ответы. Спросите у миллиона наших подписчиц в рубрике «Мама спрашивает мам», ведь кто-то из них уже был в похожей ситуации и готов дать вам полезный совет.

Как облегчить адаптацию ребенка к новому детскому саду?

Залог успеха каждого дела — грамотная подготовка. Вы заранее знаете, когда именно ваш малыш пойдет в детсад, а значит, имеете возможность настроить его на новый опыт. На подготовку требуется несколько месяцев, например, если вы планируете отдать ребенка в сад в 3 года, готовить его к этому можно начинать в 2 с половиной года или даже раньше. Вот самые эффективные рекомендации:

  • Научите малыша расставаться с мамой. В первые месяцы жизни кроха впадает в панику, если не видит маму рядом. Такое поведение может сохраниться и в год, и в 2 года, и в более позднем возрасте, а чтобы этого не произошло, время от времени оставляйте малыша на попечение папы, бабушки, других родственников. Если ребенок умеет расставаться с мамой, процесс адаптации к детскому саду проходит значительно легче.

  • Обучите навыкам самостоятельности. Малыш должен уметь пользоваться ложкой и чашкой, засыпать без укачиваний, надевать и снимать простую одежду (без пуговиц, молний и т.п.). Также желательно расстаться с подгузниками и научиться ходить на горшок.

  • Скорректируйте режим. Если дома ребенок привык вставать утром и укладываться на дневной сон позднее, а обедать раньше, чем в садике, он будет испытывать что-то типа «джетлага». Для правильной адаптации к детскому саду необходимо узнать его режим и постепенно сделать домашнее расписание таким же.

  • Ходите гулять к детсаду. Пусть дорога к садику станет для малыша привычной, пусть, проходя с другой стороны забора, он видит, как дети играют на территории детсада. То, что знакомо, вызывает меньший уровень тревожности. Возможно даже, что ребенок сам захочет оказаться внутри и присоединиться к игре. Это очень простая и в то же время весьма действенная методика адаптации к детскому саду.

  • Познакомьте с будущими одногруппниками. Попробуйте найти родителей, которые водят своих детей в выбранный вами детсад. В этом может помочь чат вашего дома или района. Адаптация ребенка к условиям детского сада пройдет легче, если у него уже будут там друзья.

  • Делайте все постепенно. Не стоит оставлять ребенка в садике сразу на весь день — резкое погружение может быть болезненным. Одну-две недели приводите его только на пару утренних часов, затем начните забирать после обеда. Через несколько недель постепенной адаптации к детскому саду малыш будет готов остаться здесь на весь день.

Что может негативно повлиять на адаптацию ребенка к детскому саду?

Нельзя, чтобы одновременно с адаптацией к новому детскому саду в жизни ребенка происходили другие серьезные изменения, например, переезд в новую квартиру или появление в семье младшего братика или сестренки. Два стресса, наложившиеся друг на друга, могут создать идеальный стрессовый шторм, пережить который малышу будет очень тяжело.

В вопросе адаптации детей к детскому саду важен настрой родителей. Ребенок превосходно считывает настроение мамы и папы. Если малыш увидит, что их гложут сомнения, что они тоже боятся этого нового этапа, страх передастся ему. Вы должны быть абсолютно спокойны и реагировать на все волнения карапуза максимально нейтрально. Могут помочь поддержка и похвалы, аргументы о том, что детсад — признак взросления, но ни в коем случае не принуждение или наказания.

Детсад не должен вызывать страх или неуважение. Не пугайте ребенка детсадом, не говорите ему, что оставите в саду на выходные, если он будет себя плохо вести. Никогда не обсуждайте воспитателей пренебрежительно при малыше, он должен доверять им и чувствовать их авторитет.

Еще одна важная рекомендация родителям: не говорите ребенку, что вам тоже не нравилось ходить в детсад. Вы считаете, что тем самым разделяете с ним свой опыт, но малыш может понять это по-своему, ведь если у мамы с папой остались плохие воспоминания, зачем они сознательно обрекают его на страдания?

Какой характер у вашего малыша? Покажет этот тест!

В чем особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду?

Дети в ясельной группе обычно тяжелее переносят расставание с мамой. Адаптация к детскому саду может продолжаться у них дольше, а побочные психологические и психосоматические эффекты могут быть более выраженными. Чтобы не подвергать ребенка слишком сильному стрессу, лучше отдать его в детсад в 3 года. Впрочем, это лишь рекомендация. В каждой семье свои обстоятельства, и зачастую они вынуждают родителей отправить малыша в садик пораньше — вопреки собственному желанию.

Особенности адаптации детей раннего возраста

Как проходит адаптация дошкольника к детскому саду?

Иногда родители, наоборот, решают подождать, пока малыш подрастет, и отдать его в детсад попозже — в 4 года или даже в 5 лет. Такой вариант возможен, однако, как и в случае с адаптацией детей раннего возраста к детскому саду, здесь есть определенные особенности.

Дети, которые попали в садик в более позднем возрасте, оказываются в уже слаженном коллективе, где сформировались дружеские отношения, и к «чужаку» могут отнестись настороженно. Кроме того, у «старожилов» уже выработалась определенная напористость, например, привычка быстро разбирать лучшие игрушки. Домашнему ребенку, привыкшему быть единственным, может быть тяжело в такой высококонкурентной среде. В итоге к адаптации к условиям детского сада прибавится еще и необходимость влиться в устоявшийся коллектив.

Спрашивали — отвечаем! Смотрите ответы педиатра на вопросы, которыми интересовались тысячи мам.

Частые вопросы об адаптации к детскому саду

Как часто в проблемах привыкания к детсаду виновато само заведение?

Детский сад — давно не «детский ад». Строгая ответственность на всех уровнях плюс вездесущие камеры не позволяют задержаться в системе воспитателям, не подходящим для этой профессии, так что проблема вряд ли в сотрудниках садика. Конечно, особенности адаптации детей к детскому саду могут быть связаны с персональной несовместимостью с определенным воспитателем. В этом случае лучше перевести ребенка в другую группу.

Нужно ли поощрять ребенка за посещение детсада?

Можно подарить малышу игрушку после первого дня в садике, можно время от времени радовать его подарками или совместными походами в интересные места. Однако в такой методике адаптации детей к детскому саду важна мера, чтобы у ребенка не сложилось впечатление, что каждое посещение сада должно «оплачиваться».

Как обсуждать период адаптации к детскому саду с ребенком?

Не слишком настойчиво. Как многие взрослые, вернувшись с работы, не хотят обсуждать ее дома, так и малышу больше интересно провести время с мамой в домашних занятиях. Внимательно слушайте то, что он рассказывает сам, задавайте вопросы, но не давите и не заставляйте пересказывать день по минутам.

Что делать, если ребенок пришел из детсада с синяком?

Дети получают синяки даже дома, ведь они очень активны, поэтому часто ударяются и падают. Не стоит сразу думать, что вашего малыша кто-то побил, не нужно рубить с плеча и бежать разбираться с администрацией садика. Сначала надо выяснить подробности, причем не только у самого малыша, но и у воспитателя. Правильная адаптация ребенка к детскому саду во многом зависит от вашего отношения, в частности от того, насколько взвешенно вы будете реагировать на такие эмоциональные ситуации.

Надеемся, эта статья была вам полезна. Чтобы получать подобные материалы, подпишитесь на нашу рассылку. Она будет снабжать вас полезной и актуальной информацией не только во время беременности, но и в первые, самые сложные месяцы материнства.

Источники:

  1. Brzezińska, Anna & Czub, Magdalena & Ożadowicz, Natalia. (2013). Adaptation of three-year-old child to preschool environment. Edukacja. An interdisciplinary approach, 1, 25-40. Edukacja. 6. 25-40.
  2. Dekhkambayeva Zulfia Abubakirovna. (2023). SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN IN KINDERGARTEN OF PRESCHOOL AGE. Web of Humanities: Journal of Social Science and Humanitarian Research, 1(9), 76–79.
  3. Cowan, P. A., Cowan, C. P., Schulz, M. S., & Heming, G. (1994). Prebirth to preschool family factors in children's adaptation to kindergarten. In R. D. Parke & S. G. Kellam (Eds.), Exploring family relationships with other social contexts (pp. 75–114). La
  4. Mateeva, N. (2020). Adaptation transition to kindergarten — significance and factors. Psychological Research (in the Balkans), 23(1).

EmptyView

EmptyView

Loader Icon