Сензитивные периоды в развитии детей Сензитивные периоды в развитии детей
Новорождённый иконка

Сензитивные периоды в развитии детей

Содержание:

  1. Что такое сензитивные периоды детского развития?
  2. Чем отличаются критические и сензитивные периоды развития?
  3. Сколько всего сензитивных периодов физического и психологического развития?
  4. Сензитивные периоды в развитии по Выготскому
  5. Сензитивные периоды развития психики и моторики по Монтессори
  6. Как сензитивные периоды связаны с возрастными кризисами?
  7. Насколько велика роль сензитивных периодов развития?

Если вы, как и многие другие родители, интересовались методиками Марии Монтессори, наверняка встречали термин «сензитивные периоды в развитии». Именно она, наряду с известным советским психологом Львом Выготским, была одной их первых, кто выдвинул теорию об особых возрастных окошках, которые чрезвычайно важны для формирования определенных навыков у ребенка. В дальнейшем эта теория получила множество практических подтверждений и сегодня считается общепризнанной в психологии.

Сензитивные периоды в развитии детей

Что такое сензитивные периоды детского развития?

В развитии ребенка есть определенные промежутки времени, в течение которых он демонстрирует значительный интерес к освоению конкретных навыков и знаний. Обучение происходит с легкостью, как будто бы без особых усилий — но только в этом возрасте.

Такие стадии называются сензитивными периодами развития и являются временем максимального восприятия ребенком информации, помогающей формированию нового навыка. Например, в сензитивный период развития быстроты бега у ребенка наблюдаются наиболее высокие темпы увеличения скорости. В это время он будет с радостью заниматься беговыми тренировками и может добиться больших успехов.

Вы спросили у нас, а мы передали вопрос специалисту! Смотрите ответы педиатра на вопросы, которыми интересовались тысячи мам.

Чем отличаются критические и сензитивные периоды развития?

Оба термина чаще всего подразумевают одно и то же, просто первый отражает устаревшие, а второй — современные психологические представления об этих этапах. Ранее считалось, что если ребенок не освоит определенный навык в конкретном возрасте, окно возможностей закрывается, и наверстать упущенное невозможно.

Сегодня наука утверждает, что в сензитивные периоды развития способностей влияние внешних стимулов на развивающийся организм сильнее, однако это не означает, что в более позднем возрасте ребенок уже не сможет освоить пропущенный навык. Например, взрослый человек, который не научился читать в детстве, все еще способен обучиться грамоте, просто это будет даваться ему гораздо тяжелее, чем дошкольнику, и он, скорее всего, не сможет добиться высокой скорости чтения.

Разница между сензитивными и кризисными периодами развития — всего одно слово, но современный термин лучше отражает суть явления, ведь в эти промежутки времени ребенок более «сензитивен», т.е. чувствителен к обучению. Масару Ибука, автор бестселлера по воспитанию «После трех уже поздно», частично заблуждался: еще не поздно, однако некоторые навыки, которые желательно освоить до того, как ребенку исполнится 3 года, в более старшем возрасте действительно будут даваться с трудом.

Какой размер подгузников идеален для вашего малыша? Сколько подгузников ему нужно на неделю? Когда переходить на следующий размер? Этот калькулятор даст вам все ответы.

Сколько всего сензитивных периодов физического и психологического развития?

Проблема классификации сензитивных периодов развития в том, что не существует единого мнения, как учитывать навыки ребенка. Есть специалисты, которые включают в список каждую моторную функцию, например, развитие статической силы рук, бедер, способность прыгать и ровно идти по прямой. Иногда рассматриваются периоды не только детского, но и подросткового возраста. Понятно, что при таком подходе перечень сензитивных периодов в физическом и психическом развитии ребенка расширяется до многих десятков позиций, и разобраться в них неспециалисту практически нереально.

Разумнее не вдаваться в частности, а сконцентрироваться на крупных блоках развития в детском возрасте, тем более что основоположники этой теории придерживались того же подхода.

Сензитивные периоды в развитии по Выготскому

Как психолог, Лев Выготский делал акцент на сензитивных периодах в развитии психических функций, уделяя меньше внимания формированию физических навыков. Его классификация начинается с полутора лет, ведь до этого возраста ребенок больше сконцентрирован на освоении базовых двигательных способностей.

  • 1,5–3 года. У малыша происходит формирование основного словарного запаса, также улучшается мелкая моторика и координация движений.

  • 3–4 года. Ключевой сензитивный период в развитии речи детей: ребенок складывает слова в достаточно сложные предложения, способен внятно рассказать о какой-то ситуации, событии, изучает буквы. Начинается социализация.

  • 4–5 лет. Этап активной социализации: ребенок учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми, понимает правила поведения в коллективе и обществе. На этом сензитивном периоде развития мышления он начинает интересоваться занятиями математикой, музыкой, другими науками.

  • 5–6 лет. Ребенок учится читать и писать, также продолжается развитие социальных навыков.

  • 8–9 лет. Сензитивный период развития лингвистической гибкости: речь ребенка значительно обогащается, его языковые (следовательно, и мыслительные) способности переходят на новый уровень. Также развивается абстрактное мышление, фантазия, творческие способности.

Дарим вам выгоду! Получите приветственную скидку 300 рублей от Huggies на покупку подгузников или трусиков для своего малыша.

Сензитивные периоды развития психики и моторики по Монтессори

Мария Монтессори выделяла шесть ключевых периодов. Если сравнить их с этапами развития Выготского, станет понятно, что они достаточно похожи, однако скомпонованы немного по другому критерию. Монтессори отталкивалась не от возраста, а от навыков, поэтому ее сензитивные периоды развития физических и психических процессов не следуют друг за другом, а могут происходить параллельно.

Периоды развития по Монтессори

Развитие движения (с рождения до 4 лет)

Раннее детство является сензитивным периодом для развития крупной моторики. Примерно к году малыш осваивает основные двигательные навыки — учится переворачиваться, сидеть, ползать, вставать и начинает ходить. В дальнейшем ему становится интересно, на что еще способно его тело: он хочет всюду вскарабкаться, двигает предметы, носится по дому как заведенный, а на улице совершенно не желает спокойно идти по дорожке. Активность малыша способствует совершенствованию равновесия, ловкости, точности движений и других моторных навыков.

Как родители могут помочь ребенку в этот период? Главное — не мешать ему:

  • Откажитесь от любых приспособлений, которые ограничивают активность ребенка, в первую очередь от ходунков и манежей.

  • Не ограничивайте желание двигаться словами и действиями: если ребенок бегает по комнате, не заставляйте его сесть и смотреть мультик.

  • Говорите «нельзя», только когда есть реальная опасность. Если же ребенок просто хочет пройтись по высокому бордюру или забраться на пенек, а затем спрыгнуть с него, не запрещайте, а подстрахуйте.

Развитие речи (с рождения до 6 лет)

Малыш скажет свое первое слово ближе к году, но развитие языковых навыков начинается уже с первых дней жизни. Сначала ребенок тренирует речевой аппарат — гулит, агукает, подражает звукам, наступает сензитивный период для развития памяти на слова, когда кроха еще не может ничего сказать, но уже понимает кое-что из того, что говорят ему мама и папа.

Чтобы эффективно использовать это окно возможностей, нужно больше говорить с ребенком, не забывая о следующих важных моментах:

  • Учите ребенка правильным словам, не подстраивайтесь под его язык. Например, если малыш называет соску «со», не повторяйте за ним, а каждый раз проговаривайте «соска».

  • Помогайте малышу ассоциировать слова с предметами, которые они обозначают. Если подходящий предмет есть поблизости, укажите на него.

  • Старайтесь, чтобы при разговоре ребенок видел ваше лицо. Ему важно понимать не только речь, но и артикуляцию.

  • Примерный сензитивный период развития быстроты и сложности речи наступает в 3 года. До этого, несмотря на все ваши усилия, ребенок может разговаривать лишь короткими, отрывочными фразами.

Волнуетесь по поводу развития малыша? А вообще, насколько вы тревожная мамочка? Пройдите наш тест, чтобы узнать.

Учите ребенка правильным словам

Сенсорное развитие (с рождения до 6 лет)

На этом этапе происходит развитие восприятия через органы чувств. Ребенку важно не только увидеть и услышать, но и потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Помощь родителей на этом сензитивном периоде в развитии заключается в том, чтобы обеспечить малыша как можно большим количеством различных сенсорных впечатлений — звуков (включайте разную музыку), вкусов (готовьте разнообразную еду, знакомьте его с новыми продуктами и блюдами), тактильных ощущений (предлагайте играть с кинетическим песком, пальчиковыми красками и т.д.).

И помните, что обучающие мультики сейчас не принесут большой пользы, потому что они не задействуют все органы чувств.

Развитие любви к порядку (с 6 месяцев до 3 лет)

Маленькие дети весьма консервативны и не любят изменений в жизни. Они привыкают к определенным ритуалам, потому что те дают ощущение стабильности. Воспринимайте этот период как ближайшую зону сензитивного развития, в течение которой можно заложить правильные привычки.

Внедряйте в жизнь ребенка новые ритуалы — учите его чистить зубы, мыть руки, убирать игрушки на место и т.д. Если не сформировать привычки в рамках этого временного окна, в дальнейшем привить их будет гораздо сложнее.

Развитие интереса к мелким деталям (с 1 года до 4 лет)

У малыша активно развивается мелкая моторика, и поэтому он начинает интересоваться различными маленькими деталями и предметами — пуговицами, монетками, крошками еды и даже мусором на полу.

Не ругайте ребенка и не думайте, что с ним что-то не так. Просто это такой период развития, необходимый для того, чтобы в итоге научиться завязывать шнурки, писать ручкой и совершать другие сложные движения кистями рук.

Занимайтесь с малышом творчеством, например, лепкой и аппликацией, подключайте к сортировке продуктов во время приготовления пищи — все это пойдет ему на пользу.

Занимайтесь с малышом творчеством

Социальное развитие (с 2,5 до 6 лет)

Этот этап наступает позже остальных, ведь грудничок неспособен воспринять концепцию, что кроме него и родителей есть кто-то еще, с чьими интересами необходимо считаться. Социальные навыки начинают вырабатываться у ребенка ближе к возрасту детского сада, и дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития принципов поведения в группе, обществе, взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

Вот как вы можете ему помочь:

  • В социальном взаимодействии ребенок копирует поведение своих родителей. Будьте для него хорошим примером.

  • Чтобы научить малыша поведению в сложных ситуациях, например, объяснить, что делать, если он что-то не поделил со сверстником, лучше использовать не слова, а примеры. Попробуйте найти мультик с похожей ситуацией или смоделировать конфликт на куклах.

  • Хвалите ребенка за успехи в налаживании контактов, а если у него что-то не получается, не ругайте, а поправляйте.

Как сензитивные периоды связаны с возрастными кризисами?

Время от времени у малыша случаются возрастные кризисы — периоды, в которые его поведение меняется, он может стать капризным, не слушаться родителей, у него может испортиться сон. Нередко такие кризисы связаны с освоением новых навыков: словно ученый, у которого произошел прорыв в исследовании, и он стоит на пороге большого открытия, ребенок перевозбужден, из-за чего сам на себя не похож.

Такие кризисы — временные, их нужно просто пережить. Если изменения в поведении малыша заставляют вас злиться, утешайте себя тем, что кризис — предвестник перехода на новый этап развития, а значит, скорее, положительное явление.

Как сохранить спокойствие и помочь малышу быстрее пережить кризис? Обсуждаем вместе с педиатром Дмитрием Молодым. Чтобы посмотреть видеоурок, войдите в свой аккаунт или зарегистрируйтесь в Школе родителей Huggies.

Насколько велика роль сензитивных периодов развития?

Узнав о существовании таких периодов, некоторые родители буквально начинают «впихивать» в малыша соответствующие навыки и знания — ведь сейчас для этого идеальное время. Этап развития движения? Мы будем каждый день заниматься упражнениями, запишем в секцию, будем водить к физиотерапевту. Стадия социализации? Знакомимся со всеми на улице, покупаем книги по этикету, заставляем ребенка дружить. Такой подход может принести не пользу, а вред.

Во-первых, во время сензитивных периодов в развитии ребенок сам стремится к обучению определенным навыкам. В этом и смысл: малыш развивается, потому что хочет, а если заставлять, его интерес может угаснуть. Вы только предоставляете ему возможности для тренировки навыков, но ни в коем случае не делаете это обязанностью.

Во-вторых, все возрастные рамки, указанные в этом материале, условны, потому что каждый ребенок развивается в своем темпе. Не подгоняйте малыша: он перейдет на новый этап развития тогда, когда будет к этому готов.

Надеемся, эта статья была вам полезна. Чтобы получать подобные материалы, подпишитесь на нашу рассылку. Она будет снабжать вас полезной и актуальной информацией не только во время беременности, но и в первые, самые сложные месяцы материнства.

Источники:

  1. Zeanah CH, Gunnar MR, McCall RB, Kreppner JM, Fox NA. Sensitive Periods. Monogr Soc Res Child Dev. 2011 Dec;76(4):147-162.
  2. Knudsen EI. Sensitive periods in the development of the brain and behavior. J Cogn Neurosci. 2004 Oct;16(8):1412-25.
  3. Bodin, D., Yeates, K.O., Cass, J. (2011). Sensitive Periods. In: Kreutzer, J.S., DeLuca, J., Caplan, B. (eds) Encyclopedia of Clinical Neuropsychology. Springer, New York, NY.
  4. Л.С. Выготский. «Мышление и речь», 1934 г., Соцэкгиз.
  5. Montessori Sensitive Periods from Birth to Age 6 & How to Support Your Child Throughout Them. The Montessori Room.
  6. Montessori Sensitive Periods: A Complete Guide. Mansio Montessori of Geneva.

EmptyView

EmptyView

Loader Icon