Педагогический прикорм Педагогический прикорм
Новорождённый иконка

Педагогический прикорм

    Содержание:

  1. Что такое педагогический прикорм?
  2. Различия педагогического и педиатрического прикорма
  3. Преимущества и недостатки педагогического прикорма
  4. С чего начать педагогический прикорм?
  5. Лучшие продукты для педагогического прикорма и самоприкорма

Последние десятилетия теме питания детей уделяется особое место. И многие постулаты, которыми руководствовались педиатры и молодые мамы раньше, сегодня подвергаются сомнениям. К примеру, все больше родителей решают давать прикорм не по традиционной схеме, где каждый тип продуктов последовательно вводится на протяжении нескольких дней в форме пюре (так называемый педиатрический прикорм).

Что такое педагогический прикорм?

Все бóльшую популярность набирает педагогический прикорм — совершенно другой по концепции и правилам. Что это такое, кому подходит такой тип прикорма и каковы основные правила — расскажем в нашей статье.

Что такое педагогический прикорм?

Педагогическим прикормом принято называть тип прикорма, главной целью которого является познакомить ребенка с новыми для него продуктами — «взрослой едой» — через активное участие ребенка в процессе кормления без четких схем и таблиц. Малышу благодаря активному пищевому интересу предоставляется возможность изучать новые для себя вкусы, текстуры, ощущения.

Перед родителями, придерживающимися принципов педагогического прикорма, не стоит задача как можно раньше заменить кормление грудью или смесью продуктами прикорма. Основная суть — познакомить ребенка с новыми продуктами, культурой питания в семье и следовать за потребностями и интересом малыша.

За рубежом отсутствует понятие «педагогический прикорм». Близким по значению является Baby Led Weaning (BLW), что можно перевести как «самостоятельный прикорм» или «самоприкорм». Данная концепция не подразумевает участие родителей в процессе кормления; с самого начала ребенок учится контролировать процесс приема пищи (ест руками, позднее осваивает столовые приборы), выбирать наиболее желаемые для себя продукты из того, что окажется перед ним в тарелке, и регулировать объем порции.

Различия педагогического и педиатрического прикорма

Различия педагогического и педиатрического прикорма

Для молодых и неопытных родителей, которым только предстоит введение прикорма, достаточно непросто разобраться в терминах и особенностях того или иного типа кормления. Чтобы стало лучше понятно, а в чем же разница между педагогическим и педиатрическим прикормом, мы подготовили сравнительную таблицу этих двух концепций введения прикорма.

    Педиатрический прикорм Педагогический прикорм

Сроки введения

6 месяцев (допустимо начало прикорма в более раннем возрасте при наличии показаний или признаков готовности к прикорму)

6 месяцев (допустимо начало прикорма в более раннем возрасте при наличии показаний или признаков готовности к прикорму)

Порядок введения продуктов

Существуют разработанные схемы введения новых продуктов, где последовательно ребенок знакомится с каждой группой продуктов — злаки, овощи, фрукты, мясо, кисломолочные продукты

Нет четких схем, с какой группы продуктов нужно начинать педагогический прикорм. Ориентиром может выступать интерес ребенка к тем или иным продуктам

Консистенция

Гомогенная, пюреобразная

Предпочтительно с самого начала прикорма обучать ребенка есть кусочками. Для каждого возраста существуют свои нормы безопасной подачи продуктов, определяющие размеры кусочков тех или иных продуктов

Размер порций

Размер порций рассчитывается исходя из энергетических потребностей ребенка в питательных веществах в зависимости от возраста

Ребенок самостоятельно регулирует размер порций и опирается на собственный аппетит и интерес

Темп введения прикорма

Поскольку задача педиатрического прикорма — к году полностью заменить грудное молоко или молочную смесь продуктами прикорма, которые полностью перекроют потребность ребенка в питательных веществах, темпы наращивания объема порций достаточно высокие

При педагогическом прикорме акцент делается не на размере порции, а на разнообразии продуктов в пищевом репертуаре ребенка. Поэтому приверженцы данного типа прикорма больше нацелены на то, чтобы до года познакомить ребенка с как можно большим количеством разнообразных вкусов и текстур. И кстати, к потенциально «аллергенным продуктам» (рыба, орехи, арахис, цитрусовые) сторонники педагогического прикорма относятся гораздо более лояльно, начиная вводить их в микродозах с самого начала прикорма

Преимущества и недостатки педагогического прикорма

Преимущества и недостатки педагогического прикорма

Безусловно, как и любая концепция, педагогический прикорм имеет сильные и слабые стороны.

Плюсы:

  • Независимость: ребенок учится есть самостоятельно и полностью контролирует себя.

  • Развитие: ребенок развивает важнейшие навыки крупной и мелкой моторики, а также навыки жевания.

  • Контроль аппетита: ребенок сам определяет, сколько ему есть, и учится останавливаться, когда наелся, показывая это своим поведением взрослому.

  • Простота: ребенок (в основном) ест то же, что и вы. Меньше специальных блюд!

  • Разнообразие: ребенок ест блюда различной консистенции и вкуса, что впоследствии может снизить привередливость в еде.

  • Дешевле: ребенок ест «настоящую» пищу. Не требуются дорогие баночки, пакетики и устройства для измельчения.

  • Семейное питание: ребенок — это часть вашей семейной трапезы, он ест вместе с вами.

  • Проще ужинать вне дома: в ресторанах питаться проще, так как ребенок может есть цельные продукты.

  • Дети с большей вероятностью будут есть то же, что и вы.

  • Настроение! Малышам нравится трогать, рассматривать и пробовать различные вкусы и текстуры.

Минусы:

  • Беспорядок: когда дети едят самостоятельно, чудовищный беспорядок обеспечен.

  • Большое количество пищевых отходов: наполовину пережеванную брокколи, которая попадает на пол, вряд ли удастся спасти.

  • Рвотные позывы: при переходе на кусочки у младенца, скорее всего, будут рвотные позывы, иногда детки могут давиться. Литература показывает, что у младенцев больше всего рвотных позывов возникает, когда они впервые начинают есть твердую пищу, и со временем это проходит. Чтобы чувствовать себя безопасно в момент, когда ребенок давится, лучше заранее ознакомиться с материалами по первой помощи у малышей.

  • Первоначальное потребление: фактическое потребление пищи ребенком может быть меньше в первые недели-месяцы начала прикорма, потому что первоначальная цель — не накормить ребенка, а познакомить с новыми продуктами.

С чего начать педагогический прикорм?

С чего начать педагогический прикорм?

Многие могут скептически отнестись к идее, что 6-месячный ребенок сможет сразу же усваивать кусочки и самостоятельно регулировать свой аппетит и пищевой интерес, но способности малышей, их интуиция поражают! Если родители поняли, что концепция педагогического прикорма им близка, вот несколько советов о том, с чего же начать.

Продолжайте кормить ребенка грудью или адаптированной молочной смесью. Не нужно уменьшать количество привычного для ребенка питания, поскольку в первый год жизни молочный тип питания остается для ребенка основным. Прикорм — это лишь малая часть, которая в самом начале не сможет удовлетворить все потребности ребенка.

Следите за консистенцией и видом продукта. В самом начале текстура блюда должна быть достаточно мягкой, чтобы его можно было размять пальцами и разжевать. Избегайте твердых или хрустящих продуктов, таких как ломтики сырой моркови или яблока.

Готовьте пищу в соответствии с возрастом вашего ребенка. Шестимесячным детям, которые только начинают получать прикорм, предлагайте продукты, которые можно нарезать толстыми полосками или палочками, чтобы малыш мог держать их в кулачке и пережевывать сверху вниз. Как только у ребенка появится навык захватывать мелкие предметы большим и указательным пальцем, обычно около 9 месяцев, можно начинать нарезать продукты на крошечные кусочки, которые он сможет легко брать.

Прием пищи должен быть совместным. Ребенку важно с первых дней вовлекаться в семейные приемы пищи. Если на ужин у вас цветная капуста на пару с лососем, нет причин, по которым ребенок не может есть те же продукты вместе с вами. Прием пищи — это социальная активность, поэтому позвольте малышу увидеть, что вы делаете с едой, и дайте ему возможность подражать вам. Малыш хочет ваш тост или тянется за бананом, которым вы перекусываете? Предложите ему порцию (если это подходит для ребенка).

Предлагайте разнообразные продукты. Это поможет ребенку развить навык пробовать новые продукты в будущем и снизить вероятность того, что в дальнейшем он будет привередлив в еде. Подавайте блюда разного цвета (запеченные помидоры, приготовленную на пару зеленую фасоль и сладкий картофель) и разной текстуры (гладкие авокадо, сочный арбуз и даже нежные вареные макароны). Старайтесь предлагать как минимум одно блюдо с высоким содержанием железа за один прием пищи.

Проконсультируйтесь с педиатром: есть ли у ребенка какая-либо особая потребность в определенных продуктах (например, у ребенка анемия и низкая масса тела). Проанализируйте, как можно помочь скорректировать эту проблему за счет продуктов питания.

Несколько слов о технике безопасности. Избегайте подачи любых продуктов, которые могут вызвать удушье. К ним относятся такие продукты, как орехи; цельный виноград, вишня или помидоры черри; сырые твердые овощи; ломтики сырого яблока; сырые сухофрукты; толстые ломтики орехового масла; большие куски мяса или сыра; рыба с костями; попкорн; хрустящие закуски, такие как чипсы, крендельки или батончики гранолы.

Лучшие продукты для педагогического прикорма и самоприкорма

Лучшие продукты для педагогического прикорма и самоприкорма

До начала прикорма у родителей может сформироваться ложное представление, что, кроме пюре из цветной капусты, ребенку ничего нельзя. Но это далеко не так! Посмотрите, какой большой список продуктов доступен маленькому ребенку!

Фрукты

  • Нарезанные бананы.

  • Тонко нарезанная клубника.

  • Черника, разрезанная пополам или раздавленная в пюре.

  • Дольки апельсина (без косточек и жестких оболочек).

  • Очищенные ломтики яблок, приготовленные на пару или запеченные.

  • Ломтики груши (приготовленные на пару или запеченные, если твердые, или очищенные от кожуры, если мягкие и очень спелые).

  • Нарезанное авокадо.

Овощи

  • Сладкий картофель на пару или запеченный.

  • Полоски моркови на пару.

  • Зеленая фасоль на пару.

  • Тонко нарезанный помидор.

  • Брокколи на пару.

  • Приготовленные на пару или запеченные цукини или полоски тыквы.

  • Свекольные полоски, приготовленные на пару.

Источник белка

  • Измельченная отварная индейка или цыпленок.

  • Яйца, сваренные вкрутую, разрезанные на четвертинки.

  • Измельченная отварная говядина.

  • Запеченная или приготовленная на гриле рыба без костей.

  • Измельченная отварная фасоль.

  • Хумус.

  • Полоски сырого или слегка запеченного тофу.

Злаки

  • Кусочки цельнозернового хлеба.

  • Кусочки лаваша.

  • Кусочки цельнозерновых кексов.

  • Домашние батончики-мюсли из овсянки.

  • Макароны из цельнозерновой муки, приготовленные до мягкости.

  • Блинчики, нарезанные полосками.

Молочные продукты:

  • Простой обезжиренный йогурт (обычный или по-гречески).

  • Сыр рикотта.

  • Творог/сырники на пару или запеченные.

  • Сыр моцарелла.

  • Швейцарский сыр и сыр чеддер.

Нет необходимости добавлять соль, сахар или искусственные подсластители в детское питание, поскольку они не привносят никакой питательной ценности. Более того, они маскируют врожденные вкусовые качества детского питания — и некоторые исследования даже показали, что на самом деле у младенцев вообще нет никаких предпочтений к этим вкусам. А вот оттягивать со специями или душистыми травами не стоит (конечно же, в меру). Многим детям нравится их вкус!

Также откажитесь от чипсов, печенья и других расфасованных полуфабрикатов, поскольку они, как правило, лишены питательных веществ и полны добавок и вредных для здоровья трансжиров.

И конечно, никто не запрещает родителям комбинировать различные подходы к прикорму. Запросто утром можно предлагать ребенку злаки в форме привычной каши, а уже остальные приемы пищи делать такими, чтобы малыш мог самостоятельно это кушать. Пробуйте и экспериментируйте!

Надеемся, эта статья была вам полезна. Чтобы получать подобные материалы, подпишитесь на нашу рассылку. Она будет снабжать вас полезной и актуальной информацией не только во время беременности, но и в первые, самые сложные месяцы материнства.

Источники:

  1. Food Sizes & Shapes to Serve Baby at Each Age — Solid Starts.

  2. What to feed around 6 months — Start for Life — NHS.

  3. How Feasible Is Baby-Led Weaning as an Approach to Infant Feeding? A Review of the Evidence.

EmptyView

EmptyView

Loader Icon