- 1-3 месяца
- 3-6 месяцев
- 6-9 месяцев
- 9-12 месяцев
Содержание:
Есть популярная шутка о том, что сейчас уже не найти обычную, «не развивающую» игрушку. Раньше игрушки тоже учили детей, просто на этом не так сильно заостряли внимание. Большинство того, что сейчас лежит на прилавках магазинов, так или иначе чему-то учит ребенка. Сегодня мы хотим остановиться на игрушках, которые работают с осязанием. Кроме того, для некоторых игр нужны только пальчики и ладошки.
1-3 месяца
Уже в это время малыш реагирует на прикосновения, учится различать их и начинает отдавать некоторым предпочтение. Это говорит о том, что ребенок в состоянии воспринимать прикосновения, различать их характер и реагировать на них.
Нежные прикосновения.
Положите малыша на спинку и легкими круговыми движениями поглаживайте его по ручкам, ножкам, животику. При этом ласково разговаривайте с ребенком или негромко напевайте песенку. Это простое упражнение не только обогащает знания малыша о тактильных ощущениях, но и способствует укреплению его мышц.
«Рельсы-рельсы».
Положите ребенка на животик. Поглаживайте его по спинке разнообразными движениями, приговаривая стишок:
Рельсы-рельсы (указательным пальцем поглаживаем вдоль спинки),
Шпалы-шпалы (поглаживаем поперек спинки),
Ехал поезд запоздалый (рукой, согнутой в кулак, проводим по спинке с легким нажимом),
Из последнего вагона вдруг посыпался горох (легко и быстро постукиваем малыша по спинке подушечками пальцев),
Пришли куры — поклевали (указательным пальцем «ставим точки» на спинке отрывистыми движениями),
Пришли утки — пощипали (слегка пощипываем кожу),
Пришел слон — потоптал (ладонью ставим «следы» по спинке),
Пришел дворник — все убрал (кончиками пальцев поглаживаем по спинке, как бы сметаем).
Гирлянда из игрушек.
Подвесьте над малышом на высоте 20–30 см гирлянду с игрушками разной фактуры. Взмахивая ручками, кроха будет случайно наталкиваться на игрушки, а затем станет это делать целенаправленно. Чуть позже, натолкнувшись ручкой на игрушку, малыш заинтересованно начнет ее исследовать, внимательно рассматривать, ощупывать поверхность. Помогите ребенку почувствовать фактуру материала: взяв его ручку в свою, 2–3 раза проведите ладошкой по поверхности сначала одной игрушки, затем второй и т.д.
3-6 месяцев
Малыш начинает активно двигать ручками. Ему уже не хочется быть простым наблюдателем. Самое время играть с разными материалами и формами.
Изучаем форму предметов.
Пусть малыш хватает и изучает предметы разной формы. Предложите ему кубик, шарик, пирамидку, игрушки другой формы. Проговаривайте форму или цвет предмета каждый раз, когда ребенок возьмет его.
Разные материалы.
Давайте научим кроху разным ощущениям. Потребуется найти дома или изготовить несколько предметов, отличающихся по температуре и фактуре. Например, это может быть кисточка, железная ложка, грубая ткань, мех. Как и в случае с формами, проговаривайте ощущения: мягкое, холодное, твердое.
6-9 месяцев
В этом возрасте активность ребенка возрастает. Теперь ему хочется манипулировать предметами, совершать с ними какие-то действия.
Сыпучие материалы.
Интернет полон советов по играм с разными крупами. Гречка, рис или даже песок на улице активно развивают мелкую моторику детей, которая, кстати, очень сильно связана с речевыми центрами. Эти материалы можно пересыпать, погружать в них руки, строить что-нибудь из них. Ну и разрушать потом, конечно.
Лепка.
Пластилин, тесто или специальная масса для игры не только помогают ребенку понять сложные вещи вроде пластичности или упругости. Создавая что-то, малыш тренирует фантазию.
9-12 месяцев
Перед вами уже настоящий исследователь. Ребенок в состоянии «отвечать» вам на вопрос о предметах. Пусть и без слов. Такое умение стоит использовать в играх.
Краски или мелки.
Пальчиковые краски развивают фантазию и образное мышление крохи. Покажите малышу, как нужно набирать краску на свои пальчики и размазывать ее по бумаге. Предложите ему создать красочные отпечатки. Можно отпечатать на бумаге свои ладошки; можно катать или возить по бумаге мячик или шнурок, предварительно окунув его в краску; можно прикладывать к бумаге листья деревьев и т.п. Поверьте, маленький творец будет в восторге!
Предмет в мешке.
Положите в небольшой мешочек 5–6 разных по форме и материалу предметов, например, железный ключ, пластиковое колечко от пирамидки, деревянный кубик, маленький тряпичный мяч, небольшие игрушки. Предложите малышу, засунув руку в мешочек, вытащить любой предмет. Дайте ребенку внимательно рассмотреть очередной предмет, при этом проговаривайте, как он называется. Помимо новых ощущений, эта игра способствует расширению пассивного словарного запаса крохи.