Пальчиковые игры для детей от года Пальчиковые игры для детей от года
До года иконка

Пальчиковые игры для детей от года

    Содержание:

  1. История пальчиковых игр
  2. Цель пальчиковых игр
  3. Действительно ли пальчиковые игры помогают быстрее заговорить?
  4. Как научить ребенка пальчиковым играм?

Наверное, каждый помнит, как в детстве кто-то из взрослых брал нашу ладонь в руки и, будто рисуя указательным пальцем невидимый круг, начинал приговаривать: «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила...». А в школе? Когда в первом классе учительница во время урока делала паузу, просила положить карандаши на стол и повторять за ней движения руками: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали...».

Пальчиковые игры — самый простой и бесплатный способ увлечь любого карапуза в ситуации, когда нужно занять ребенка, а игрушек под рукой нет: посидеть в очереди в поликлинике, в транспорте или просто переключить внимание. Сквозь поколения они не теряют свою актуальность и любовь среди малышни, а также внимание от педагогов. А догадываетесь ли вы, насколько они важны для развития малышей? Именно о пользе пальчиковых игр мы сегодня поговорим.

История пальчиковых игр

История пальчиковых игр

Пальчиковыми играми принято называть показ различных историй с помощью пальцев рук. Также можно использовать термин «пальчиковая гимнастика», когда параллельно с движениями в кистях рук рассказывается стишок.

Нет точных данных, где и когда впервые возникла идея пальчиковых игр, однако, упоминания о них можно встретить в истории большинства культур.

В традициях восточных стран (Китая, Японии) с древних времен популярно учение о том, что на кистях рук расположены биологически активные точки. И, путем воздействия на них, можно развивать свое мышление и ум. Именно поэтому китайские и японские дошкольники с ранних лет занимались пальчиковой гимнастикой.

Уже упомянутая «Сорока-ворона» — старинная русская игра-потешка, история которой насчитывает не один век. Подобных было немало, и особенно распространены они были среди небогатых семей, где отсутствовала возможность покупать для детей дорогие игрушки.

А в XIX веке немецкий педагог Фридрих Фребель включил пальчиковые игры в учебный план своего детского сада, подчеркивая их важность для развития малышей.

Со временем стали появляться специальные пальчиковые игрушки. Миниатюрные фигурки надеваются на палец, и благодаря им можно разыграть целое представление вместе с ребенком. Это отличный способ проявить свою фантазию, а также вдохновить своего малыша на создание новой истории (или инсценировать уже известную) с помощью минимума приспособлений, зато вдоволь применив ловкость своих пальчиков.

В настоящее время различные виды пальчиковых гимнастик и игр для малышей используются и дома, и в детских учебных заведениях как форма занятий, развивающая воображение, логику, координацию.

История пальчиковых игр

Цель пальчиковых игр

В XX веке известные советские психологи, педагоги, врачи, среди которых были А.Р. Лурия, Л.С. Выготский (их принято считать «отцами» нейропсихологии во всем мире) и другие, активно занимались исследованием высших психических функций. Ими было установлено, что уровень сенсомоторного развития напрямую влияет на умственное развитие ребенка. Основываясь на этих выводах, учеными стала продвигаться концепция о необходимости развивать мелкую моторику с раннего возраста. Поэтому любая деятельность, цель которой — выполнение точных мелких движений кистью руки, на благо ребенку.

Пользы от пальчиковых игр больше, чем может показаться на первый взгляд.

  1. Развитие мелкой моторики и координации. С виду — простая игра, где малыш весело повторяет движения за взрослым пальчиками. А на самом деле при выполнении несложных движений в головном мозге одномоментно задействуются множество центров. В последние годы многие ученые, педагоги, нейропсихологи все чаще говорят о важности мелкой моторики ребенка и ее связи с когнитивным уровнем развития.

  2. Развитие мышления и логики. Повторение последовательности движений за взрослым требует сосредоточенности и концентрации внимания, а также способности логически рассуждать. В игровой форме при помощи пальчиковых игр можно легко тренировать эти процессы.

  3. Развитие навыка коммуникации. Во время игры ребенку приходится взаимодействовать с другим человеком, учиться ждать и выполнять движения вместе.

  4. Способ увлечь ребенка без гаджетов в любом месте. Где бы вы ни находились с ребенком, пальчиковые игры могут занять ребенка на довольно продолжительное время (длительность заинтересованности малыша будет напрямую зависеть от того, сколько игр знает взрослый). Никаких затрат, никаких лишних атрибутов, только вовлеченность мамы и малыша в это занятие. В зависимости от возраста можно подбирать те игры или варианты гимнастик, которые будут актуальны для вашего ребенка.

Как справиться с ролью мамы?

Действительно ли пальчиковые игры помогают быстрее заговорить?

Почитатели пальчиковых игр часто заявляют, что этот вид занятий с малышом благотворно влияет на запуск и становление речи. Основанием для таких доводов является развитие мелкой моторики через подобные игры. Но давайте разберемся, так ли это на самом деле.

Концепция о связи речи и мелкой моторики основывается на анатомии: в коре головного мозга расположены различные центры, которые отвечают за движения, чувствительность, слух, речь и т.д. Центр, отвечающий за движения кистью руки, и центр речи кровоснабжаются из одной артерии и расположены очень близко. В связи с этим принято считать, что развивая мелкую моторику, можно повлиять на речь.

Как бы эта теория ни звучала убедительно, правомочна она лишь отчасти. Действительно, есть связь между развитием общих движений (мелкой и крупной моторики) и развитием речевой мускулатуры. Однако, проводить прямую параллель между этими процессами неправильно. Хотя глупо отрицать, что любые занятия, направленные на развитие координации и мышления, полезны для детей.

Как научить ребенка пальчиковым играм?

Как научить ребенка пальчиковым играм?

Безусловно, стоит понимать, что, если с ребенком никогда раньше не играли в пальчиковые игры, маловероятно, что в момент, когда его нужно отвлечь, он сразу же начнет играть с взрослым. К такому времяпрепровождению тоже нужно приучать постепенно.

Для начала просто показывайте игру малышу, возможно и без его непосредственного участия. Не расстраивайтесь, если ребенок не повторяет за вами движения. Он может просто наблюдать со стороны. Этого достаточно, чтобы ребенок привык к нововведениям дома, и в скором времени он вовлечется в игру.

Привносить пальчиковые игры и гимнастику в рутину ребенка можно по-разному: просто поглаживайте его ладошки, рассматривайте его пальчики и читайте любые детские стишки, сжимайте и разжимайте кулачки, параллельно что-то приговаривая.

Вводите по 1–2 стишка. Скорость освоения новых игр не должна быть целью: слишком большой объем будет труден для запоминания и усвоения ребенку.

Выбирайте игры по возрасту ребенка: для малышей до года и немного старше подходят те, где все действия за него выполняет взрослый человек. Детки повзрослее могут уже самостоятельно повторять многие движения.

Сначала придерживайтесь невысокого темпа, чтобы ребенок понимал движения, которые вы выполняете, а также пробовал разобрать слова, произносимые во время игры. Постепенно увеличивайте скорость до той, которую сможет воспринять малыш.

Для некоторых детей интереснее играть с помощью пальчиковых игрушек, надевающихся на пальцы. Сегодня на рынке их огромное множество самых разных форм и материалов, и среди них есть те, которые непременно понравятся вашему малышу.

Источники:

  1. https://empoweredparents.co/playing-with-puppets/
  2. http://doshkolnik.ru/motorika/18204-znachenie-palchikovyh-igr-v-zhizni-sovremennogo-doshkolnika.html
Huggies    

Автор: врач-педиатр

EmptyView

EmptyView