- Как происходит развитие речи и во сколько дети начинают говорить?
- Когда начинают говорить дети — существуют ли нормы развития речи?
- Как помочь ребенку, чтобы он начал говорить?
- Со скольки дети начинают говорить, если дома разговаривают на двух языках??
- Со скольки дети начинают говорить, если дома разговаривают на двух языках??
Содержание:
Пожалуй, нет более долгожданного события для родителей, чем удивительный период жизни, когда ребенок начинает говорить первые слова. Трепет и бесконечная нежность охватывают сердце, когда впервые слышится заветное «мама». Однако именно речевое развитие ребенка вызывает немало страхов и переживаний у взрослых. Очень часто, разговаривая со знакомыми, обращая внимание на детей на площадке, слушая рассказы старших, молодые родители могут заметить, что их малыш еще не разговаривает или по сравнению с другими говорит очень мало. Во сколько месяцев ребенок начинает говорить, на что стоит обратить внимание, если речи нет, почему некоторые дети поздно начинают говорить? Расскажем в нашей статье.
Как происходит развитие речи и во сколько дети начинают говорить?
Первое, о чем стоит сказать, речь — это форма общения, коммуникации с другими людьми. Поэтому важно понимать, что помимо воспроизведения слов (экспрессивная речь), должно быть еще их понимание и отклик на них (импрессивная речь).
Прежде чем дети начинают осознанно говорить, им предстоит пройти путь доречевого развития. Сначала мальчики и девочки учатся прислушиваться к звукам, голосу родителей, издавать отдельные гортанные звуки в ответ на обращение к ним. К 2–3 месяцам появляется гуление: теперь малыш любит произносить «агу-агу» и другие протяжные гласные звуки — как в спокойном состоянии, так и на фоне ярких эмоций.
Затем, после 5–6 месяцев, в арсенале ребенка появляются отдельные слоги, а потом уже цепочки из этих слогов: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Но не думайте, что в этом возрасте дети уже начинают говорить «мама» и «папа». Пока это просто звуки, а не обращение к конкретному человеку, — лишь признаки формирования лепетной речи. К 9 месяцам ребенок издает все больше новых звуков, эмоционально окрашивает их, меняет интонации. Параллельно с этим можно заметить, что ребенок все лучше начинает понимать обращенную к нему речь: теперь на вопрос «Где папа?» он поворачивается в нужную сторону, а на просьбу «Дай мячик» протягивает необходимый предмет.
Ближе к году у ребенка возникают жесты, которые он использует в определенных случаях: кивает головой в знак согласия, качает ею из стороны в стороны в знак отрицания, машет рукой при встрече и расставании. Так у мальчиков и девочек развивается невербальная коммуникация, что тоже является частью речевого развития. А вскоре ребенок начинает говорить первые слова: слоги выстраиваются в простые лепетные слова, такие как «мама», «папа», «бух», «дай». Важным показателем является то, что каждое слово сопоставляется в одним конкретным предметом или человеком (т.е. «мама» ребенок говорит только в адрес матери и никого больше).
После года наступает период расширения словарного запаса крохи: каждый день родители могут слышать все новые слова и звуки от малыша, порой понятные только ему. Нередко ребенок говорит только начало слова, пропускает или заменяет некоторые его части. Мальчики и девочки в этом возрасте способны выполнять простые просьбы взрослых, отвечать на них жестами или, как любят говорить родители, «на своем языке».
Во сколько ребенок начинает говорить предложениями? Сначала он проходит этап фразовой речи, которая появляется примерно в два года. Это сочетания двух-трех простых слов («Мама, дай» или «Мячик бух»), по мере взросления и увеличения лексикона словесные обороты усложняются.
С двух до трех лет ребенок «занят» развитием артикуляции, пополнением «словесной копилки» новыми фразами и выражениями. Это этап, когда ребенок начинает говорить простыми предложениями, имеющими четкую грамматическую структуру.
Когда начинают говорить дети — существуют ли нормы развития речи?
Каждый ребенок развивается в собственном темпе, и его речь в том числе. Существовавшие некогда «нормы», что в год ребенок должен знать 10—50—100 слов, а в два — 800–1000, на сегодняшний день признаны некорректными и редко используются в практике. Так что четких стандартов, в каком возрасте дети начинают говорить слова и как быстро должен пополняться их словарный запас, просто не существует.
Есть ориентиры, которыми можно пользоваться, оценивая уровень развития малыша. Однако стоит понимать, что это всего лишь ориентиры, и оценивать развитие нужно в целом. Если дети позже начинают говорить, это вовсе не означает, что с ними что-то не так.
Возраст |
Импрессивная речь (понимание речи) |
Экспрессивная речь |
---|---|---|
6 месяцев |
|
|
9 месяцев |
|
|
12 месяцев |
|
|
15 месяцев |
|
|
18 месяцев |
|
|
2 года |
|
|
3 года |
|
|
Еще раз повторим: не существует норм, во сколько лет дети начинают говорить отдельные слова, фразы и предложения. Все очень индивидуально, а приведенные выше сроки — лишь приблизительные ориентиры.
Как помочь ребенку, чтобы он начал говорить?
Важно понять одно простое правило: речь порождает речь. Иными словами, чтобы ребенок начал говорить первое слово, а затем и последующие, с ним нужно разговаривать.
Все млекопитающие на земле учатся через подражание, с речью то же самое: ребенок пытается повторить то, что делают родители. Так дети и начинают говорить слова. Поэтому чем больше речи от окружающих взрослых будет слышать малыш, тем быстрее и лучше он начнет говорить.
Разговаривать с малышом нужно задолго до того, когда ребенок должен начать говорить. Делать это нужно адресно, т.е. обращаться именно к нему. Даже трехмесячному ребенку нужно рассказывать о том, что мама делает, что его окружает. Слова и звуки накапливаются, появляется их понимание, а уже затем они воспроизводятся.
Всегда реагируйте на любые звуки и лепет малыша, которые он произносит, подражайте им: таким образом ребенку становится понятно, что его слушают, с ним находятся в коммуникации. Ведь почему дети начинают говорить? Потому что понимают: слова — новый уровень коммуникации, гораздо более удобный, чем плач и жесты.
Говорите с ребенком медленно, четко, не укорачивайте и не упрощайте слова. Окрашивайте свою речь эмоциями, дополняйте ее жестами — так ребенку будет легче сначала понять, а затем уже повторить услышанное. Всегда помните: в каком возрасте ребенок начинает говорить, в немалой степени зависит от его родителей.
Постарайтесь отказаться (или максимально сократить) время, проводимое перед телевизором или с гаджетами: речь, звучащая в мультфильмах или передачах, не воспринимается маленькими мальчиками и девочками так, как нам хотелось бы. Для незрелой нервной системы такое большое количество стимулов, которое дети получают с экранов, слишком велико: внимание не концентрируется на словах, а рассредотачивается между яркой картинкой и громкими звуками.
Читайте детские книжки с ребенком. Причем важен не сам текст; важно рассматривать с малышом иллюстрации, комментировать их, пояснять сюжет понятным и доступным языком без сложных предложений. Такие занятия приближают момент, когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа», а затем и другие слова.
Расширяйте круг общения. Не секрет, что когда ребенок ходит в детский сад, он быстрее начинает говорить. Это связано с тем, что рядом с ним не только мама, которая уже по взгляду понимает, что нужно ребенку, но и другие — дети и воспитатели. Поэтому приходится учиться изъясняться при помощи слов. Даже если ребенок поздно начал говорить, в детском саду он быстро сокращает отрыв от сверстников.
Со скольки дети начинают говорить, если дома разговаривают на двух языках?
Поскольку в настоящее время достаточно много межнациональных семей или семей, мигрирующих по разным странам, вопрос билингвизма стоит достаточно остро. Дети, растущие в двуязычной среде, сталкиваются с некоторым «смешиванием» языков. Если такой ребенок поздно начинает говорить, в этом нет ничего удивительного, ведь ему требуется больше времени на адаптацию и понимание, когда, как и что нужно говорить. Однако к пяти годам, как правило, мальчики и девочки из таких семей свободно владеют двумя языками сразу!
Когда стоит начать беспокоиться и обращаться к специалистам?
Воспитание детей сопряжено с ежедневным наблюдением за ними. Порой тревожные сигналы можно выявить еще до того времени, когда ребенок начинает говорить слова.
Вот так называемые «красные флаги», обнаружив которые, стоит немедленно обратиться за помощью.
-
6 месяцев: нет гуления, нет улыбки в ответ на контакт с ребенком;
-
12 месяцев: нет лепета, малыш не пытается подражать звукам и жестам взрослых, не откликается на свое имя;
-
18 месяцев: нет указательного жеста, ребенок не начал говорить как минимум три слова, не выполняет простейшие просьбы;
-
2 года: не показывает на предметы по просьбе взрослых, не выполняет команды, не говорит как минимум 25 простых коротких слов;
-
2,5 года: не дает ответы в виде кивков или качания головы, не произносит простые фразы из 2–3 слов (обратите внимание: ребенок еще не начал говорить структурированными предложениями, это именно фразы);
-
3 года: не понимает глаголы, не выполняет сложные двухэтапные команды, не говорит 200 слов, в ответ на вопрос повторяет часть вопроса (эхолалии).
Если вы обнаружите у своего ребенка хотя бы один из вышеупомянутых признаков, необходимо обратиться к педиатру или детскому неврологу. Но не делайте выводов на основе рассказов знакомых, во сколько их ребенок начал говорить. Не считайте, что если ребенок в год не начал говорить, то с ним что-то не в порядке. Только специалист может дать квалифицированное заключение о речевом развитии малыша.
Источники:
|
Автор: врач-педиатр Карина Петрова |