\

Что делать, если ребенку 2 года, а он еще не говорит?

Отвечает

Карина Петрова

Врач-педиатр, детский невролог и сертифицированный консультант по детскому сну

Каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе. И процесс становления речи — не исключение. Кто-то из малышей в 2 года уже говорит короткими предложениями, а от кого-то слово «мама» слышится крайне редко. Поэтому каждый отдельный случай необходимо внимательно изучать, и подходить к нему стоит строго персонифицировано.

Однако далеко не каждый ребенок обладает такими навыками.

Huggies

На что стоит обратить внимание в первую очередь, когда есть опасения, что речь развивается слишком медленно, или ее нет вообще:

  • Понимает ли ребенок ваши просьбы и обращенную к нему речь?

  • Реагирует ли он на вас или обращение к нему? Есть ли зрительный контакт?

  • Использует ли малыш указательный жест для того, чтобы обратить чье-то внимание на то, что ему интересно?

  • Отзывается ли ребенок на свое имя?

  • Был ли лепет до года?

  • Заметили ли вы, что в какой-то момент ребенок утратил ранее приобретенные им навыки речи (т.е. раньше говорил «мама», «дай» и т.д., а в какой-то момент перестал)?

  • Есть ли звукоподражание?

  • Есть ли в лексиконе ребенка около 25 слов?

  • Есть ли хоть какая-то речевая продукция у малыша (говорит «на своем»)?

В норме малыш к двум годам хорошо понимает обращенную речь, выполняет команды, состоящие из двух действий (например, «Иди в комнату и принеси оттуда мяч»), строит простые фразы («Мама, дай», «Идем туда» и т.д.), называет некоторые картинки, которые хорошо ему знакомы. Однако далеко не каждый ребенок обладает такими навыками.

В случае, если хотя бы на один из вопросов вы дали отрицательный ответ, стоит обратиться к специалисту.

1

Первоначально стоит посетить детского невролога и детского психиатра на предмет исключения расстройств развития ребенка. Далее непременно требуется консультация сурдолога и проверка слуха.

2

Если врачи не найдут объективных причин для задержки развития речи (например, тугоухость вследствие множества отитов, расстройство аутистического спектра, нарушение речи вследствие нарушения иннервации мышц, отвечающих за речь, и т.д.), то основным методом для работы с «молчуном» будут занятия с логопедом и дома. Сейчас все больше логопедов берут на занятия совсем малышей для «запуска речи». Занятия проходят в игровой форме и оказывают очень хороший эффект.

3

Конечно же, много будет зависеть и от усилий, прилагаемых семьей дома. Прежде всего, стоит ограничить гаджеты, больше разговаривать с малышом, читать книги и петь песни, поощрять любую попытку произнести что-либо, а также не торопиться выполнять «немые» просьбы ребенка (зачем ребенку говорить, если его понимают по взгляду?).

4

Не нужно искать «волшебные» средства для того, чтобы ребенок заговорил: ноотропные и сосудистые препараты, до сих пор применяемые на территории СНГ для «подпитки мозга», разнообразные инструментальные методы для стимуляции речевых центров и т.д. не доказали свою эффективность в крупных исследованиях по всему миру. Поэтому не стоит тратить силы, время и деньги на то, что не работает и часто небезопасно для малыша. Работайте над речью дома и с логопедом, а также не сравнивайте успехи своего малыша с другими детками.

Все получится!