\

Как научить ребенка убирать игрушки на место?

Отвечает

Карина Петрова

Врач-педиатр, детский невролог и сертифицированный консультант по детскому сну

Каждому взрослому человеку хочется, чтобы в его доме всегда было чисто и убрано. Но с появлением ребенка нередко об этом остается только мечтать. Малышам свойственно оставлять игрушки там, где они с ними играли только что, и переключаться на новый вид деятельности. Это совершенно нормально, так работает психика детей. Но уже с первых лет жизни ребенку, вместе с остальными навыками опрятности (вытирать рот, если он грязный, снимать мокрую одежду и т.д.), можно прививать навык следить за порядком вокруг себя.

Интересный момент

существуют две позиции в отношении наведения порядка ребенком

Иконка погремушки

К примеру, почитатели системы Монтессори прививают навык убирать игрушку за собой сразу после того, как закончил с ней играть. По их мнению, это помогает ребенку лучше концентрировать свое внимание на одном занятии, не рассеивая на то, что лежит без дела рядом.

Иконка пирамидки

Сторонники более свободного стиля воспитания считают, что если ребенку пришла в голову идея новой игры, нужно сразу же к ней перейти. А необходимость вначале убрать предыдущую игру, прежде чем приступить к следующей, может разрушить творческий порыв и снизить мотивацию. Поэтому игрушки предлагается убирать только в конце дня. Что верно, а что нет, сложно судить. Но всегда можно найти «золотую середину», которая будет подходить для жизненного уклада собственной семьи.

Huggies
  • Важно помнить: чем младше ребенок, тем меньше требований к нему нужно предъявлять. Не стоит ожидать от годовалого малыша, что он сразу после игры с пирамидкой положит ее на место, прежде чем взять сортер. Конечно, нет. Наведение порядка точно пока не является фокусом внимания ребенка. Но уже даже в год можно ставить целью поддерживать дом в чистоте.

  • Имея дома маленького ребенка, заведите за правило: перед сном (в том числе дневным) убирать все игрушки вместе. Малышу будет сложно выполнить это самому (тяжело физически, да и мотивации к этому действию нет), а вот помочь маме или папе сложить игрушки в корзину и положить на полочку, получив за это впоследствии похвалу, нравится практически всем деткам. Малышей постарше (ближе к 3 годам) можно попросить прибраться после одного отдельного занятия перед началом нового. Если вы вместе занимаетесь игрой или головоломкой, уберите их вместе, чтобы уборка тоже стала частью игры.

  • Контролируйте количество игрушек. Порядок гораздо легче поддерживать, когда вокруг не так много вещей. К тому же множество исследований подтверждают тот факт, что большое количество игрушек вокруг ребенка снижает концентрацию внимания, малыш чаще отвлекается на разнообразные стимулы. Да и умение беречь игрушки легче привить, когда вокруг их ограниченное количество. Безусловно, это не повод выкинуть все игрушки ребенка. Их необходимо ротировать: оставлять 6–10 игрушек одномоментно и каждую неделю их менять. Таким образом, кстати, у ребенка будет сохраняться ощущение того, что эти игрушки для него новые!

  • Чтобы научить ребенка поддерживать порядок, система хранения должна быть простой и понятной. Например, все книги лежат в одном месте, конструктор — в пластиковой коробке, материалы для творчества — в стеллаже, а мягкие игрушки — в плетеной корзине.

  • Работайте вместе. Нереально (и, честно говоря, бесполезно) ожидать, что тоддлер сам позаботится обо всех своих вещах, поэтому разделите работу. Взрослые могут выполнять более сложную работу (возвращать книги малыша на полку), в то время как он справляется с задачами, на которые более способен (собирать вещи в контейнеры и корзины). Превратите процесс в игру (установите таймер и посмотрите, кто закончит первым) или в учебный процесс (указывая на формы или цвета, когда вы сортируете игрушки). Придумайте свою собственную песню для уборки, которую вы оба можете спеть вместе. Пусть этот процесс будет ассоциироваться у малыша с чем-то приятным. И, конечно же, не наказывайте ребенка уборкой. Это самый верный путь зарубить желание убираться на корню.

  • Поощряйте любую попытку помочь. Хочешь тоже вытирать пыль? Держи чистую тряпку. Хочешь помыть полы? Вот твой участок кафеля. Только в этом случае у детей развивается мотивация и подкрепляется подобное поведение. И, конечно, меньше критикуйте малыша и реже исправляйте. С возрастом ребенок научится аккуратнее складывать игрушки, меньше расплескивать воду и правильно расставлять книги по своим местам. В самом начале главное — выработать навык, а все тонкости получится отточить позже.

  • Предлагайте варианты. Вы можете вместо вопроса «Поможешь мне собрать игрушки?» задать другой вопрос: «Что ты хочешь — собирать конструктор или раскладывать по местам карандаши и пластилин?» Так гораздо больше шансов на успех в уборке.

  • Будьте гибкими. Если ребенок строит мегаполис из конструктора или еще не закончил сложную головоломку и хочет продолжить ее на следующий день, позвольте ему отложить эти проекты в сторону. Не позволяйте «Я еще не закончил!» господствовать в доме, но уважайте желание ребенка. Вы можете выделить специальный уголок или стол для незавершенных проектов.

«Не нужно воспитывать детей — нужно воспитывать себя». Эта фраза применима даже к уборке с детьми. Если ребенок будет видеть, как мама или папа убирают за собой вещи или сразу кладут чистую кружку в шкаф, он на подсознательном уровне захочет подражать родителям!