\

С какого возраста можно давать ребенку телефон и планшет?

Отвечает

Карина Петрова

Врач-педиатр, детский невролог и сертифицированный консультант по детскому сну

Все мы с вами живем в окружении гаджетов. Помимо своего прямого назначения (средство связи), смартфоны заменили собой записные книжки, кошельки, сотни справочников и даже телевизор. С первых дней своей жизни дети видят, что мама и папа практически не выпускают из рук этот объект либо частенько туда заглядывают. И, безусловно, взрослея, малыши проявляют немалый интерес к нашим устройствам. Конечно, соблазн дать сыну или дочке гаджет и насладиться спокойствием несколько минут довольно велик. Поэтому давайте сегодня поговорим о том, с какого возраста и сколько по времени ребенок может пользоваться телефоном или планшетом.

Huggies

Когда ребенку можно дать в руки телефон или планшет?

Несмотря на актуальность этой темы, какой-либо официальной информации, основанной на исследованиях об использовании гаджетов детьми, достаточно мало. Одной из немногочисленных авторитетных международных организаций, выпустивших подобный документ, стала Американская академия педиатрии. Она создала свои рекомендации в отношении экранного времени для детей, а также разработала Family media plan — программу по безопасному использованию гаджетов детьми.

Доктора не рекомендуют детям младше двух лет пользоваться электронными устройствами. Дети младше двух лет учатся и растут, когда исследуют окружающий их физический мир. Их разум лучше всего усваивает информацию, когда они взаимодействуют и играют с родителями, братьями и сестрами, воспитателями, другими детьми и взрослыми. Малышам трудно понять, что они видят на экране и как это соотносится с окружающим миром. Кроме того, взаимодействие с гаджетами или телевизором может оказать негативное влияние на нервную систему: огромное количество зрительных и слуховых стимулов, быстро сменяющие друг друга картинки, чрезмерно яркие цвета — все это перевозбуждает головной мозг ребенка. Отсюда — резкие перепады настроения, истерики, беспокойный сон, а также трудности с концентрацией внимания, поскольку дети с ранних лет привыкают наблюдать за динамичными картинками, а более спокойная работа вызывает у них потребность срочно переключить свое внимание.

После двух лет экранное время стоит ограничить одним часом. В этом возрасте у детей уже появляется способность запоминать и использовать знания, полученные во время просмотра мультфильма или игры, в реальной жизни. Однако для этого все равно требуется вовлечение внимания родителей в то, что делает малыш с телефоном или планшетом, обсуждение увиденного, контроль контента, естественно.

Huggies

Почему стоит контролировать экранное время?

Очевидно, что полностью исключить телефон или планшет из жизни ребенка не получится, если ближайшее окружение малыша активно пользуется ими. Но устанавливать лимит по времени нужно даже после 3–5 лет.

Слишком большое количество экранного времени и регулярный просмотр некачественного контента связаны с:

  • более высокой частотой ожирения у детей (то время, который ребенок мог провести за активными играми, он прикован к дивану);

  • неадекватным графиком сна и бодрствования (перевозбуждение после использования гаджета может препятствовать укладыванию, а также спокойному и полноценному сну);

  • проблемами с поведением (перевозбуждение, агрессия, скачки настроения — все это нередко бывает следствием неограниченного взаимодействия с планшетом и телефоном);

  • задержками в развитии языковых и социальных навыков (вместо настоящего общения и обучения коммуникативным навыкам, ребенок сосредоточен на виртуальной жизни);

  • насилием (большое количество контента в разы увеличивает процент агрессивного и деструктивного поведения у детей всех возрастов);

  • проблемами с вниманием (мозг теряет способность долго вовлекаться в медленную и неспешную игру, предпочитая этому динамичную и быструю смену картинок и образов на экране).

Поэтому важно с ранних лет позаботиться о правилах использования гаджетов ребенком:

  • ограничение по времени;

  • совместный просмотр мультфильмов и образовательных программ с последующим обсуждением увиденного;

  • запрет на использование телефона или планшета без разрешения родителей;

  • отсутствие собственного гаджета у ребенка;

  • контроль контента, который смотрит ребенок: просматривайте программы, игры и приложения, прежде чем разрешать вашему ребенку просматривать их или играть с ними;

  • ищите интерактивные варианты, которые заинтересуют вашего ребенка, а не те, которые требуют простого нажатия и пролистывания или пристального взгляда на экран.